Ничего лишнего
Эксперты Росатома научат врачей бережливости
Нет, речь пойдет совсем не о деньгах. «С деньгами каждый дурак сможет, — убеждал собравшихся на конференции Росздравнадзора «Медицина и качество» Сергей Обозов, директор по развитию производственной системы Росатома. — А ты попробуй что-то изменить с этими зарплатами, с этим количеством врачей, в этих условиях и немедленно дать результат».
Как занесло человека, который руководит оптимизацией строительства и эксплуатации атомных станций, на конференцию медицинского надзорного ведомства? А дело было так. «Две недели назад нас пригласили на Старую площадь и поставили задачу, — рассказал Обозов. — В достаточно короткие сроки, до 1 апреля, нужно сделать шесть проектов поликлиник в трех регионах. Мы выехали в составе передовых бригад».
Использование в медицине процессов оптимизации, придуманных на производстве, — популярная нынче тема. В 2002 году, например, 30 менеджеров одного из крупных медицинских учреждений Сиэтла Virginia Mason Medical Center отправились в японскую автомобильную компанию «Тойота» изучать Toyota Production System: систему непрерывного устранения действий, потребляющих ресурсы, но не создающих ценности для конечного потребителя. Сейчас это называют бережливым производством. Введение «бережливой медицины» в Virginia Mason Medical Center позволило на 85 процентов сократить сроки ожидания лабораторных анализов, на 93 процента увеличить продуктивность труда врачей и медсестер и на миллион долларов снизить затраты на медицинский инвентарь. Все это в дополнение к уменьшению количества медицинских ошибок, снижению летальности и увеличению доходов госпиталя.
В Росатоме давно развивают бережливое производство, используя не только опыт Тойоты и Боинга, но и советскую систему научной организации труда. «Поликлиника — такой же маленький завод, — сказал Обозов. — Потери в медучреждении и в цеху примерно одинаковые. Если у нас в цехах инструменты и материалы лежат не по своим местам, отсутствует правильное зонирование, то в поликлиниках мы увидели потери времени на поиск инструментов, а рабочие места не все стандартизированы. На заводах лишние движения деталей, лишние перемещения операторов, а в поликлинике лишние передвижения пациентов и медперсонала. В цеху узкие места — скопления деталей, а в поликлинике узкие места — очереди пациентов. В цеху пересечение производственных потоков, а в поликлинике пересечение потоков больных и здоровых пациентов, платных и бесплатных услуг. В цеху почасовое планирование работы отсутствует или все время сбивается. В поликлиниках по талончикам к врачу часто не попадешь, идет еще одна живая очередь. У нас перепроизводство — у вас необоснованные назначения анализов, которые потом лежат горой в регистратуре. У нас неравномерная загрузка операторов, у вас неравномерная загрузка медперсонала. Есть с чем бороться и тем, и другим. Что на стройках, что в поликлинике бывает до 70 процентов ненужных действий и только 30 процентов полезной работы. Наша задача — сделать так, чтобы полезной работы было 80-85 процентов. Время реального общения с пациентом можно и нужно увеличивать за счет различных улучшений. И приводить нормативы в соответствие с реальностью».
Основную проблему в первой же поликлинике Ярославля экспертам Росатома указали сами медики. По утрам на забор крови для анализов собиралось до 100 человек. Были драки, крики, жалобы… Специалисты прохронометрировали весь процесс забора крови. «От входа пациента до выхода 40 минут, — говорит Обозов. — Пропускная способность этого блока 85 пациентов в смену. Мы сразу увидели лишние перемещения, поняли, что надо сделать перебалансировку персонала. Разгрузить медсестру, а оператору, наоборот, дать дополнительную работу. В результате за один день мы снизили время пребывания пациента в этом блоке в два раза — с 40 до 20 минут. Пропускную способность увеличили с 85 пациентов за смену до 96».
Другой пример — запись на прием в регистратуре в другой поликлинике Ярославля. Среднее время от обращения пациента до окончания процесса составляло 127 минут. Эксперты по-новому организовали работу с амбулаторными картами, исключили повторные обращения пациентов в регистратуру, сделали удобный интерфейс программы электронной записи. 127 минут сократились до 43.
Еще в одной поликлинике Ярославля эксперты отладили процесс перемещения пациентов при получении льготных лекарств. Сначала среднее время, за которое пациенту удавалось получить рецепт, было 122 минуты. Эксперты предложили решение: после осмотра больного врач сам запускает процесс оформления рецепта без участия пациента. «122 минуты превращаются в 5 минут, — говорит Серей Обозов. — Если всерьез этим заняться, представляете, какие резервы можно найти?»
Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева пообещала использовать этот опыт: «Мы будем пересматривать порядок оказания первичной медицинской помощи. Создана межведомственная рабочая группа. Мы поняли, что нужно все расписывать до мельчайших подробностей — начиная от того, как пациент вошел, — и положение о регистратуре, и положение о колл-центрах».
Но судьба этого начинания все равно туманна. Во-первых, специалисты Росатома не будут заниматься проблемой бережливой медицины всегда. Их основная забота — атомные станции. Подхватить инициативу должны сами врачи. Концепция бережливого производства предусматривает, что люди работают с энтузиазмом. В том же Virginia Mason Medical Center существует девиз «Patient is God». Откуда взять энтузиазм деморализованному войску врачей и медсестер российских поликлиник, пока непонятно. Особенно если предлагается вдвое урезать рост зарплат в отрасли. Ну и, кроме того, значительной части россиян не коснутся никакие изменения работы поликлиник. По словам Татьяны Яковлевой, в России 16299 населенных пунктов (из 153,1 тысячи сельских населенных пунктов по переписи 2010 года) находятся на расстоянии больше 6 километров от любых учреждений первичного звена здравоохранения. А значит, там вообще никакой медицинской помощи нет — улучшай не улучшай.
это всё правильно, мы давно это видем, одни работники эффективно работают, а другие как умеют, заработать может модель «бережливой поликлиники» если сменится поколение нынешних работников, да и пациентов тоже.
С атомной промышленностью разобрались и хорошо, а теперь за медицину. Атомы они стандартизации легко поддаются, а людей создатель (даже не понятно почему) сделал всех разных. Но и с этим справимся поставим «атомное сито», а медиков и пациентов кто не пролезет на отвалы производства!
Странная логика автора статьи… Пишет об организации процесса, который «запущен» теми самыми врачебными менеджерами, но верит в то, что «туман» в головах менеджеров с медицинским образованием вдруг рассеется, благодаря одобрению одного из тех самых «менеджеров из глубинки» Т.Яковлевой, которая как раз гордится тем, что создала очереди, прикрепив соотечественников к врачам не по симптоматике проявления болезни, а по прописке согласно регистрации в паспортном столе)) Маразм крепчает в головах, это уже из-за границы невооружённым глазом стало видно…
Ещё газпром и роснефть могут дать много полезных медицине советов.
)))))
Кончится это привычно — совещание по оптимизации и лишение премий «ленивых» сотрудников…
Вот и у меня закрадывается такая мысль))
Только матом могу это комментировать, причем здесь Росатом? Давайте тогда Космические войска подключим. Это как с СЕКСОМ и МИЛОНОВЫМ (Зачем делать сложным, то, что проще простого… Ты моя женщина, я твой мужчина, если нужно причину, то это причина! (последнее к уважаемому Милонову, слава Богу, не относится). Да, в поликлиниках физически не могут с этим справится! Хотя иногда у меня всплывает (таки) вопрос в головном мозге, а ведь там сидят люди, которые работали десятилетиями в клинике, к.м.н., иногда — а такой бред несут! Твое мать! как же они в клинике работали????????
Росатом действительно добился впечатляющих результатов от внедрения ПСР. Более того, система находится в постоянном развитии и постоянно совершенствуется. Как это получится сделать врачам — поживем увидим, но я думаю, что Обозов прав, говоря, что возможно все. Главное понять и проникнуться идеей.
Аркадий, я давно слежу за Lean Management в медицине и не только. Подход очень интересный. Удастся ли Минздраву осуществить его? Это вопрос.
Я буквально еще пару месяцев назад работала в этой поликлинике. Проблема в том, что врачей практически не осталось. Там ужасающий административный гнет. Это была одна из причин по которой я ушла.
Зарплата мизерная, летом ее еще и снижали. Там уже два месяца не платят врачам за оказанные платные услуги
По факту всего этого улучшения ждут сокращения персонала. И взяли для оптимизации две самые новые и отремонтированные поликлиники города. Комиссия бы в другие зашла, страшно там находиться.
Ну, почему я не удивлена?
Каждая кухарка из Росатома должна уметь управлять поликлиникой! Хронометраж они устроили… Пациент иногда не заходит, а его заносят сердобольные люди. А иногда и заносить некому. Да и в больнице ,при отсутствии лифтов ,из операционных хирурги и анестезиологи таскают носилки с больными по лестницам.
Классная новость! Ускорят выдачу больничного путем отмены осмотра пациента т.к. трудоемко, времязатратно и можно экономить на зарплате медикам!
Ну, это вы уже додумали за них))
Отменить и упростить можно многое в наших поликлиниках. Но есть фонд со своим гос. заданием, как его будем выполнять. А страховые со стандартами???
Докатилось, наконец-то, и до нас. Каких-то два десятка лет, всего — обычно много дольше.
Дело-то хорошее.
Дальше, мой прогноз: кое-где будет бережливо упорядочено всё лишнее и это даст некий эффект.
Сразу вспомнился анекдот:
Военная часть… Курилка. Сидят 4 лейтенанта. Один предлагает идти к командиру части проситься в отпуск. Встали, пошли. Заходит к командиру первый:
— Товарищ полковник, лейтенант Пупкин. Разрешите в отпуск.
— Да ты что! В отпуск, говоришь? Дашь рационализаторское предложение — пойдешь в отпуск!
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Что он косой в одну сторону машет? Давайте ему вторую косу привяжем, пусть косит налево и направо!
— Молодец! В отпуск!
Заходит второй:
— Давай рацпредложение…
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Что он косой туда-сюда машет? Давайте ему к косе привяжем вилы, пусть сразу в кучки складывает!
— Молодец! В отпуск!
Заходит третий:
— Давай рацпредложение…
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Что он косой туда-сюда машет, траву в кучки складывает? Давайте к нему привяжем тележку, пусть сразу и отвозит!
— Молодец! В отпуск!
Заходит четвертый:
— Давай рацпредложение…
— Не знаю.
— Ну-у-у-у… Так иди думай. Придумаешь приходи!
Выходит лейтенант на крыльцо, закуривает нервно, стоит «репу морщит».
И тут подходит к нему этот солдат. С этой хреновиной в руках с привязанной тележкой, весь потный, обессиленный. И злобно так спрашивает у лейтенанта:
— Что, товарищ лейтенант, в отпуск хотите?
— Даа…
— Рацпредложение не можете придумать?!
— Даа…
— Фару мне на лоб! Фару! Чтобы и ночью косил!
Так уже хотели заставить работать по воскресеньям
Что означает -запустить процесс выписки рецептов сразу после осмотра пациента? Это значит осмотреть пациента, выписать рецепты, а потом сделать запись в амбулаторной карте. Но ведь процесс записи в амбулаторной карте-это на самом деле процесс анализа жалоб пациента и данных осмотра. Это одна из самых важных составляющих в приеме врача. Не будет диагноза-не будет правильного лечения. Прав Георгий Дмитриенко-тогда уже можно и до осмотра. Пришёл пациент, получил рецепты и пошёл домой. Временные затраты ещё более сократятся. На радость Росатому.
А может просто дать возможность организовывать процесс самому коллективу? При одновременном убирании всех начальников выше главврача, посредников, ФОМС, проверяльщиков и т.д. Дать средства ЛПУ для самостоятельного обеспечения нужного конкретному ЛПУ штатного расписания, убрать все бумажные бюрократические документы, вернув статус кво к 80-м гг. ХХв.?
О, магагеров лин технологий поперли отовсюду и их приютили в здравоохранении. Ну ну. Удачи.
А мне казалось, что тут есть зерно. Я поэтому и написала об этом. Разве нет?
кроме зерна нужна ещё вода, сахар, дрожжи соль и много чего, чтобы получить хлеб. А одним зерном питаться — копыта отбросить можно. Калиновского вон поперли из космического завода. Полностью развалил. В Росатома тоже матерятся на этих линменеджеров. Это дашипесковы не работавшие Нигде, но дающие Советы.
Учат то они за деньги? из бюджета минздрава?