Съесть или не съесть?
Ученые определили культурные коды здорового питания
В разных культурах привычка к здоровой еде основана на разных социальных нормах. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в американском журнале Personality and Social Psychology Bulletin. Группа ученых под руководством Синтии Ливайн из Северо-Западного университета в Иллинойсе сравнила пищевые привычки жителей Японии и США. Выяснилось, что в обеих странах лучше питались те, кто придерживался психологических установок, поощряемых в обществе. В США это были индивидуалисты, ориентированные на независимость и самореализацию, а в Японии коллективисты, больше всего ценившие гармоничные отношения с окружающими и чувство долга.
Авторы сравнили данные двух многолетних исследований здоровья и образа жизни людей среднего возраста: американского MIDUS и японского MIDJA. В США участников отбирали с помощью случайных телефонных звонков, в Японии — среди пассажиров токийского метрополитена. Чтобы оценить их приверженность здоровому питанию, исследователи использовали элементы альтернативного индекса здорового питания AHEI, с помощью которого рассчитывается риск сердечно-сосудистых и других заболеваний. Чем здоровее и разнообразнее была еда, тем больше баллов присваивали. Одновременно участники исследования проходили психологическое тестирование. Максимальное количество баллов по шкале AHEI набрали представители обеих стран, которые лучше всего воплощали в своем поведении национальный дух: американцы, ориентированные на самореализацию, и японцы, ценившие чувство локтя.
Авторы исследования сделали важный вывод для тех, кто разрабатывает кампании по пропаганде здорового образа жизни. Абстрактные призывы к населению есть побольше овощей и употреблять поменьше соли не работают. «Если вы хотите пропагандировать здоровое поведение, необходимо понять, что значит такое поведение в той или иной культуре, что мотивирует людей в этой культуре быть здоровыми», — говорит Синтия Ливайн.
Исследователи предлагают разные стратегии продвижения здорового образа жизни. В обществе, где ценятся индивидуализм и самореализация, здоровая еда должна быть связана с разнообразными возможностями. Людям нужно предлагать выбор: разные варианты здоровой пищи и многочисленные способы увязать здоровое питание с их личным распорядком дня. В таких странах как Япония, где о друзьях говорят, что они едят рис из одной чашки, стратегия продвижения здорового питания должна быть другой. Лучше подойдут обмен диетическими рецептами, совместное приготовление полезных блюд, совместные обеды — все, что позволяет укрепить отношения.
Конечно, было бы интересно узнать, в какой точке между этими полюсами находится Россия. От этого зависит, какие стратегии продвижения правильного питания могли бы быть эффективными в нашей стране. «Изменяя стереотипы питания, человеку необходимо мобилизоваться, — говорит старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. — У него должен быть какой-то мотив. Для американца выбор здорового питания, несомненно, означает новые возможности. Для японца это повод продемонстрировать волю: очень ценное качество в его окружении». В России существует своя сложность: социальные установки у нас размыты. Человек все время «спотыкается», пытаясь планировать свою деятельность. «Общество призывает его использовать новые возможности, а социальные лифты не работают, — говорит Маховская. — Он стремится реализовать свою потребность в общении, но вход в социальные группы, где он, по его мнению, мог бы проявить себя и стать лучше, ограничен. В этой ситуации призывы правильно питаться скорее всего не возымеют действия. Разумнее было бы, например, продвигать эти установки в неформальном общении. Ощущение принадлежности к кругу интересных, перспективных людей может стать мощным стимулом. Нужно только подумать о том, чтобы в этом случае пар не ушел в гудок. Посмотрите на группы желающих похудеть — их много в социальных сетях. Все постоянно обсуждают диеты, но никто особенно не худеет».
Пока российские разработчики хороших концепций здорового образа жизни лишь кивают в сторону плохого населения, которое почему-то не прислушивается к их советам и призывам. Но все могло бы измениться, если бы мы подумали о мотивах, заставляющих людей делать свой выбор. «Чего только не перепробовали мы, когда пытались убедить рабочих одного из предприятий бросить курить, — говорит руководитель Центра профессиональной патологии Федерального научно-клинического центра отоларингологии ФМБА России Наиля Мазитова. — Приводили цифры, факты, рассказывали о том, чем это угрожает их здоровью. Но потом поняли, что лучше всего действует пример человека из ближайшего окружения, который уже отказался от табака».
© Алла Астахова.Ru
Интересная статья. В Америке «индивидуалим и самореализация» в питании имеет свои особенности. В России о гамбургере, к сожалению, часто судят по тем анемичным котлеткам с хлебом, которые подаются в Макдональдсах. Но это продукт быстрого питания.
Если же гамбургер заказывешь в ресторане, то это обращается в мучительный процесс выбора. В самом меню гамбургеров может быть от 5 до 10 видов. Вы выбрали один и тут официант начинает допрос: Вам какой прожарки мясо? Какую вы хотите булочку (следует перечисление 3-4 видов)? Хотите ли вы сыр? Лучше сразу откажитесь, а то последует выбор как минимум из трех (американский, чеддер, швейцарский). Вам добавить ломтик томата и листок салата? А как насчет соленого огурца? Какой из трех видов жареной картошки вы желаете? Принести вам кетчуп или горчицу (можно и то и другое)? Не избалованный с детства свободой выбора, чувствуешь изможденным еще до начала обеда и вспоминаешь о комплексным обедах в студенческих столовых…
Очень интересное наблюдение. Значит, для американцев возможность выбора действительно много значит?
Выбор — это когда есть из чего выбирать. При всех вариантах описанного выше «выбора» неизменным остается гамбургер в картошкой фри. Выбор — это гамбургер или овощной салат на обед.
Я в принципе достаточно скептично отношусь к коммуникативным действиям по продвижению так назыаемого «здорового питания». Эффективность их часто ничтожна. Вот пример, описанный мной в недавно опубликованной статье (см. вложение).
В результате мощной коммуникативной кампании на Украине (в 2009-2012 гг.) по продвижению йодированной соли (как альтернативы обычной) были задействованы новые каналы распространения информации — врачи в поликлиниках, интернет и социальные сети, листовки в магазинах и уличная реклама. С 48 до 62% возросла доля респондентов, которые осознавали, что «Последствия йодного дефицита являются серьезноЙ угрозой для моей семьи», но при этом доля тех, кто всегда приобретал и будет в будущем приобретать только йодированную соль за несколько лет не изменилось вообще.
Все эти «обмены диетическими рецептами, совместное приготовление полезных блюд, совместные обеды» — это только для образованных, достаточно состоятельных людей, имеющих много свободного времени. Они и без коммуникативных кампаний знают, что нужно делать.
Ну, и авторы публикации об этом говорят. Мало наделить людей информацией. Так же как рассказать о полезных рецептах. Важно, чтобы здоровые привычки стали частью ежедневной рутины. А для этого нужно понять, какими мотивами люди могли бы руководствоваться в повседневной жизни. Информационные кампании в этом случае неэффективны. А вот пример коллеги, рецепт, который попробовал в гостях, пример подруги или случай, который обсуждали в социальной сети, могут сработать. Если привести пример с ликвидацией йододефицита, полезнее было бы, например, разработать интересные рецепты блюд с морской капустой из консервной банки (у нас это до сих пор очень дешево) и дать их в популярной кулинарной передаче. Или, например, разложить карточки с рецептами в крупных магазинах. Да мало ли что еще можно придумать. Важно подтолкнуть людей к тому,чтобы они что-то делали, а не развешивать плакаты и раздавать листовки.
Вот, кстати, пример из Скандинавии http://alla-astakhova.ru/na-podnozhnom-kormu/
Никто не развешивал плакаты и не раздавал листовки.
Чтобы в России сработало, надо сначала избить, а потом пригрозить: не будешь питаться здоровой пищей, изобьем еще раз. С радостью перейдут на шпинат! И благодарить будут! Песни будут писать патриотические с восхвалением того, кто бил.
В первую очередь подействует на тех, кто в армии служил.
Андрей, по-моему, преувеличиваете…