healthy-diet

Ученые определили культурные коды здорового питания

В разных культурах привычка к здоровой еде основана на разных социальных нормах. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в американском журнале Personality and Social Psychology Bulletin. Группа ученых под руководством Синтии Ливайн из Северо-Западного университета в Иллинойсе сравнила пищевые привычки жителей Японии и США. Выяснилось, что в обеих странах лучше питались те, кто придерживался психологических установок, поощряемых в обществе. В США это были индивидуалисты, ориентированные на независимость и самореализацию, а в Японии коллективисты, больше всего ценившие гармоничные отношения с окружающими и чувство долга.

Авторы сравнили данные двух многолетних исследований здоровья и образа жизни людей среднего возраста:  американского MIDUS и японского MIDJA. В США участников отбирали с помощью  случайных телефонных звонков, в Японии — среди пассажиров токийского метрополитена. Чтобы оценить их приверженность здоровому питанию, исследователи использовали элементы альтернативного индекса здорового питания AHEI, с помощью которого рассчитывается риск сердечно-сосудистых и других заболеваний.  Чем здоровее и разнообразнее была еда, тем больше баллов присваивали. Одновременно участники исследования проходили психологическое тестирование.  Максимальное количество баллов по шкале AHEI  набрали представители обеих стран, которые лучше всего воплощали в своем поведении национальный дух: американцы, ориентированные на самореализацию, и японцы, ценившие чувство локтя.

Авторы исследования сделали важный вывод для тех, кто разрабатывает кампании по пропаганде здорового образа жизни. Абстрактные призывы к населению есть побольше овощей и употреблять поменьше соли не работают. «Если вы хотите пропагандировать здоровое поведение, необходимо понять, что значит такое поведение в той или иной культуре, что мотивирует людей в этой культуре быть здоровыми», — говорит Синтия Ливайн.

Исследователи предлагают разные стратегии продвижения здорового образа жизни. В обществе, где ценятся индивидуализм и самореализация, здоровая еда должна быть связана с разнообразными возможностями. Людям нужно предлагать выбор: разные варианты здоровой пищи и многочисленные способы увязать здоровое питание с их личным распорядком дня. В таких странах как Япония, где о друзьях говорят, что они едят рис из одной чашки, стратегия продвижения здорового питания должна быть другой.  Лучше подойдут обмен диетическими рецептами, совместное приготовление полезных блюд, совместные обеды — все, что позволяет укрепить отношения.

Конечно, было бы интересно узнать, в какой  точке между этими полюсами находится Россия. От этого зависит, какие стратегии продвижения правильного питания могли бы быть эффективными в нашей стране. «Изменяя стереотипы питания, человеку необходимо  мобилизоваться, — говорит старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. — У него должен быть какой-то мотив. Для американца выбор здорового питания, несомненно, означает новые возможности. Для японца это повод продемонстрировать волю: очень ценное качество в его окружении». В России существует своя сложность: социальные установки у нас размыты. Человек все время «спотыкается», пытаясь планировать свою деятельность. «Общество призывает его использовать новые возможности, а социальные лифты не работают, — говорит Маховская. — Он стремится реализовать свою потребность в общении, но вход в социальные группы, где он, по его мнению, мог бы проявить себя и стать лучше, ограничен. В этой ситуации призывы правильно питаться скорее всего не возымеют действия. Разумнее было бы, например, продвигать эти установки в неформальном общении.  Ощущение принадлежности к кругу интересных, перспективных людей может стать мощным стимулом. Нужно только подумать о том, чтобы в этом случае пар не ушел в гудок. Посмотрите на группы желающих похудеть — их много в социальных сетях. Все постоянно обсуждают диеты, но никто особенно не худеет».

Пока российские разработчики хороших концепций здорового образа жизни лишь кивают в сторону плохого населения, которое почему-то не прислушивается к их советам и призывам. Но все могло бы измениться, если бы мы подумали о мотивах, заставляющих людей делать свой выбор. «Чего только не перепробовали мы, когда пытались убедить рабочих одного из предприятий бросить курить, — говорит руководитель Центра профессиональной патологии Федерального научно-клинического центра отоларингологии ФМБА России Наиля Мазитова. — Приводили цифры, факты, рассказывали о том, чем это угрожает их здоровью. Но потом поняли, что лучше всего действует пример человека из ближайшего окружения, который уже отказался от табака».

© Алла Астахова.Ru