Ильдар Хайруллин: Необходимо временно изменить правила приема пациентов и перейти на принципы медицинской сортировки

Недавно многих поразили кадры, которые распространились в соцсетях. Десятки машин скорой помощи скопились в многочасовой очереди в одну из подмосковных больниц. Позже из Департамента здравоохранения Москвы поступило разъяснение: стационар только что перепрофилировали для работы с COVID-19, там появилось много свободных мест для больных с подозрением на коронавирусную пневмонию, поэтому возникла очередь из скорых. Для кого-то из пациентов долгое ожидание могло стать роковым. Чтобы избежать таких ситуаций, во всем мире используют триаж — медицинскую сортировку. Я решила расспросить об этом руководителя Фонда Международного медицинского кластера Ильдара Хайруллина, который раньше был главным врачом БСМП в Набережных Челнах, одной из лучших скоропомощных больниц России. 




— Ильдар Индусович, обычно массовое поступление пациентов в стационары бывает после аварии, теракта. Вам приходилось сталкиваться с такими ситуациями? 

— В мою бытность главным врачом БСМП было два таких случая: пожар в Набережных Челнах и взрыв в городе Пугачево на артиллерийских складах. 

— Что можно сделать, чтобы скорые не скапливались в очереди? 

— Опираясь на свой опыт, могу сказать, что самое главное – распределить всех больных на три группы: легкие, средней тяжести и тяжелые пациенты. Каждая группа требует своих подходов. Чтобы скорые не скапливались на подъезде к больнице, можно организовать мобильные посты. Система могла бы работать следующим образом: врач, фельдшер и два санитара проходят по машинам скорой помощи, чтобы согласовать с врачебными бригадами тактику. Если они видят, что пациент крайне тяжелый и нуждается в реанимационной помощи, его можно направить с красным флажком — условно, это может быть другой отличительный знак, — в реанимацию этого или другого госпиталя, если в данной реанимации нет мест. Пациента средней тяжести госпитализировать в соответствующее отделение стационара. Пациентов с легким течением можно направить в отделение с минимальным количеством медицинской техники и сотрудников.

— Как сделать, чтобы в приемном отделении не возникло бутылочное горлышко? Мест в больнице может быть достаточно, но на прием каждого пациента уходит много времени.

— В условиях чрезвычайной ситуации принимаются алгоритмизированные решения. Не стоит устраивать консилиумы, которые занимают массу времени и вовлекают несколько врачей, не стоит с каждым пациентом проходить всю цепочку технологических обследований. Главное – разделить общий поток пациентов на мелкие потоки. И уже в подразделениях больницы начинать работать с больными. Надо расшить узкое горлышко приемного отделения, увеличивая его проходимость. Задерживать пациентов здесь нельзя. Фактически мы заполняем только паспортные данные пациента и ставим метку – красный, желтый, зеленый. Кто задыхается – с красной меткой сразу в реанимацию. У кого температура и одышка – с желтой меткой на койку в отделение. С зеленой меткой – концентрируем пациентов в подразделениях легкого типа течения заболевания.

— Обычая бумажная работа относится на другие этапы? 

— Она уходит в те отделения, где будут находиться пациенты. Там заполняются все документы — после того, как оказана первая необходимая помощь или принято решение по ведению этого пациента. Скоропомощные и инфекционные больницы априори готовы к таким вещам. 




— Проблема в том, что сейчас на прием пациентов с коронавирусной пневмонией переориентируются стационары, которые никогда медицинской сортировкой не занимались. Они могут столкнуться с проблемой массового поступления больных. 

— Им необходимо временно изменить правила приема пациентов и перейти на принципы медицинской сортировки. В первую очередь, нужно натренировать коллектив. Это можно сделать за сутки, проведя несколько полноценных тренировок по сортировке и маршрутизации пациентов. По большому счету врачам нужно усвоить основные критерии — каких пациентов следует отправлять в реанимацию, каких в отделение, а каких можно вылечить амбулаторно. В этом случае задача врача – быстро заполнить чек-лист и определить пациента по степени тяжести. Есть, конечно, и документальная сторона вопроса. Как правило, при заблаговременной подготовке и перепрофилировании госпиталя принимается необходимый пакет документов. Руководство учреждения берет на себя ответственность за внедрение протоколов, обновленных с учетом ситуации. Относительно этого существует достаточно много методических рекомендаций. Наши медики в принципе готовы к таким ситуациям.

— Если принципы медицинской сортировки не внедрены в учреждении, их за пять минут не развернешь… 

— За сутки можно подготовить больницу – проинструктировать персонал, провести несколько тренировок, назначить ответственных лиц. Можно попросить коллег из ближайшей скоропомощной больницы прийти в стационар, который перепрофилируется для приема пациентов с коронавирусной пневмонией, и помочь коллегам произвести необходимые изменения. Мы, кстати, тоже готовы поделиться обобщенным опытом. В Международном медицинском кластере мы подготовили внутренний документ – обзор рекомендаций по организации медицинских учреждений при массовом поступлении пациентов. Сейчас мы выложили этот документ для открытого пользования. Будем рады, если эта информация поможет коллегам. 

Специально для «Алла Астахова.Ru»

Еще по теме: Чтоб спасли. Интервью с Сергеем Багненко о медицинской сортировке. 




© Алла Астахова.Ru