Оксана Забелина: Сказка о потерянном времени

Иллюстрация: smena-online.ru

В современном обществе есть две ценности, важность которых признают практически все – здоровье и время. И если первое можно хоть как-то сохранять или восстанавливать, то со вторым, к сожалению, сложнее. Может быть, я человек чрезмерно суровый, но тех, кто зря отнимает моё время, ставлю в один ряд с ворами. Тут чуть-чуть опоздал, там немножко не успел, здесь забыл, тут не рассчитал, а в итоге разрушил чьи-то планы и ничего тебе за это не будет. На межличностном уровне понятно: такого человека можно просто устранить из своей жизни, и проблема решена. Что делать, когда подобное происходит на уровне целой системы?




Вы записываетесь к врачу. Простое действие, рутина. Казалось бы, что может быть проще в стране с лучшими технологиями мобильных банков, порталом «Госуслуги» и десятками сервисов доставок?  Онлайн-запись должна работать в два клика.  Не тут-то было! У одной поликлиники есть запись, а у другой нет. И да, это зависит от региона. И ещё от врача. К специалисту можно записаться онлайн далеко не всегда, только к терапевту. И ещё нельзя в специализированные центры. Ничего страшного, позвоним. Если это большой город, повисим на телефоне минут 15-20. В менее крупных, может, придётся прогуляться и записаться в специальную тетрадочку на входе. Мелочи жизни.

Вы пришли в поликлинику, записавшись заранее, иногда даже за несколько недель. С точки зрения здравого смысла, у врача к началу приёма уже должен быть список пациентов, их истории, талоны приёма и прочее. Но конечно же, этого нет, потому что электронный документооборот – не приоритет нашего здравоохранения. Вы должны прийти заранее, в сотый раз показать свой паспорт, полис, СНИЛС. Вашу историю долго и нудно ищут недружелюбные тёти, оказывается, что история утеряна, заводится новая, это всё печатается, программа, конечно, зависает, очередь волнуется, вы нервничаете … Небольшая проблема, на самом деле, — минут на 20-30.

В назначенное время вы у кабинета. А перед вами ещё 1-3-5 человек, которые тоже с номерками и по времени, которые тоже пришли вовремя, но их время уже прошло. Врач бегает с сумасшедшими глазами, с полными руками бумаг и видом загнанной лошади. 12-15 минут на приём, плюс планёрки-летучки, вызовы к главному, заход на минутку пациентов от других врачей или тех, кто «только подписать»…  И всем надо, и все важны, и отложить нельзя. А очередь сидит, иногда волнуется, но почти все всё понимают, всем же надо. Тик-так, ещё 40-60 минут.

Тут 15 минут, там 20, ещё часик в очереди – сколько в итоге времени вы потеряли исключительно из-за плохой организации процесса? Захотите вы в следующий раз пойти в районную поликлинику или понесете деньги частникам, чтобы сэкономить время? А теперь представьте, что вы пациент-хроник. У вас уже нет денег, а есть тяжелая болезнь, возможно, даже инвалидность и постоянная необходимость в медицинской помощи. Бежать некуда, только «бесплатная» медицина, где потерянные минуты и часы складываются в значительную часть вашей жизни.




«Благодаря нацпроекту, борьба с онкологическими заболеваниями идёт теперь только по ОМС, а это госпитализация. За прошлый год 14 раз была госпитализирована для одной подкожной инъекции. Для госпитализации мне надо сдать около 20 различных анализов от ОАК до кала на яйца глист, ЭКГ, УЗИ сердца, 2 раза дополнительно ко всему прочему посетить участкового врача. 4-5 часов провожу в дневном стационаре ожидая, когда меня госпитализируют, а потом сразу же выпишут. Вся моя жизнь превратилась в непрерывную подготовку к госпитализации (препарат вводят каждые 28 дней)». Женщина, 53 года, рак лёгких.

Это цитата из комментариев к независимому онлайн-опросу пациентов-хроников, одним из инициаторов проведения которого я была. Женщина- онкологический пациент описала схему получения одного препарата. Насколько необходима госпитализация для одной подкожной инъекции? Кто-то реально оценивает результаты всех этих 20 анализов и постоянно мониторит состояние пациента? Женщина 50+ с онкозаболеванием входит в группу риска по ВИЧ, сифилису, гепатитам и гельминтам до такой степени, чтобы делать эти анализы 14 раз в году?! Это просто «госпитальный профиль», формальность, чтобы пациент не заразил соседей по палате, в которую он даже не попадёт, потому что препарат ему введут в процедурке приёмного покоя и сразу отправят домой. Представляете, что чувствует нездоровый, ослабленный человек, который борется со смертельной болезнью и тратит всё своё время не на себя и своё здоровье, а на бесконечную сдачу анализов, которые в массе своей ему не нужны.

Не только онкология, десятки тяжелых диагнозов, которым «повезло» быть дорогостоящими. Да, всё дело опять в деньгах. Не может медучреждение списать такие суммы на амбулаторную помощь. Ну, как же это — один укол за несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, и всё. Таких тарифов за укол у ФФОМС нет. Вот и крутятся как могут, кого в дневной стационар, а кого, подороже, и на 4-5 дней «укладывают». И это не какие-то махинации или серые схемы, это открытая широко распространённая практика, о которой знают все. Все знают о миллионах бесполезных анализов для формальных госпитализаций, о ненужных рентгенах и проколах вен, о позорных баночках мочи и кала в 7 утра, об изнуряющих марафонах пациентов и их родственников, собирающих бумажки и сидящих в очередях на сдачу, на подпись, на печать. Кто-то решил, что деньги за дорогостоящее лечение должны проходить по таким схемам, они и идут. Системе удобно, удобно ли врачам и пациентам – это уже вопрос третий.

По сути, это даже не бюрократия. Тут растрата денег налогоплательщиков, причинение вреда здоровью, дискриминация по признаку типа оплаты (услуги платные и по ОМС) и… кража. У нас воруют бесценный ресурс — наше время. За более чем 30 лет моего пациентского опыта никто из чиновников ни разу не поинтересовался, сколько времени у меня заняло то или иное лечебное мероприятие. Такой ресурс, как время пациента, никем не оценивается и не учитывается. Сколько времени мы суммарно тратим в больницах на действия, никак не связанные с лечением? Годы жизни.

Автор — пациент с 30-летним стажем.




© Алла Астахова.Ru