Сентябрьские тезисы
Накануне Форума ОНФ Национальная медицинская палата выдвинула свои предложения.
Чтобы обсудить реальные проблемы российского здравоохранения, профессиональное объединение российских врачей предлагает прежде всего прекратить войну заказных публикаций. «Мне надоели заказные публикации провокационного характера, касающиеся здравоохранения. Цель таких публикаций и тех, кто их инициирует, — выяснение отношений, а не решение проблем отрасли. Мы знаем наши проблемы и без «кавалерийских набегов» в аптеки, и уж тем более без непрофессиональных заключений… Мы понимаем, что отрасль испытывает экономические сложности», — говорит президент Национальной медицинской палаты и член Центрального штаба ОНФ Леонид Рошаль.
Вот что предлагает НМП:
Учитывая дефицит кадров и недостаток медучреждений на периферии и в сельской местности, законодательно запретить ликвидацию лечебно-профилактических учреждений в сельской местности без предварительного разъяснения и согласования с жителями на сходах (собраниях). «Оптимизация – это не бездумное сокращение расходов на содержание больниц, это создание нормальных условий для пациентов, чтобы он не стоял в очереди, вовремя мог получить помощь. Это доступность. Чтобы пациент не ехал на прием к доктору за десятки километров», — считает Рошаль.
Не допустить проведение оптимизации здравоохранения без тщательного предварительного изучения заболеваемости, потребности в койках и кадрах и обсуждения предложений с медицинскими профессиональными и пациентскими организациями.
Национальная медицинская палата против практики выполнения поручения В.В.Путина о повышении заработной платы врачей за счет сокращения медицинских организаций, отделений и медицинского персонала. Это разрушает систему здравоохранения, снижает доступность качества медицинской помощи для населения.
Национальная медицинская палата выступает против создания искусственных условий для повышения платности медицинской помощи, а также выведения земли и зданий из системы здравоохранения и продажи их в частные руки для иных целей.
Рассмотреть предложения по увеличению финансирования отрасли: определить конкретную часть акцизов на алкоголь и табак для финансирования здравоохранения, а также ввести сборы на нужды здравоохранения c международных звонков с мобильных телефонов, в пределах одного рубля. Полученные таким образом деньги можно направить в систему здравоохранения.
Расширить категории населения, которым приобретение лекарственных средств компенсируется государством. Ввести бесплатное лекарственное обеспечение детям до 12 лет из малообеспеченных семей.
Рассмотреть возможность прекращения практики монетизации льгот в части лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на меры государственной социальной поддержки, что поможет не тратить деньги понапрасну на лекарства для тех граждан, которые в них не нуждаются.
Рассмотреть предложения по структуре управления отраслью: наделить Минздрав РФ полномочиями по согласованию планируемых структурных преобразований в системах здравоохранения субъектов Российской Федерации, до обязательного обсуждения и принятия решений органами власти субъектов Российской Федерации. Это позволит избежать ситуаций, когда врачи вынуждены подчиняться тем решениям исполнительной власти, которые идут вразрез с интересами здравоохранения в целом.
Рассмотреть роль страховых компаний: функцию страховщика могли бы выполнять территориальные фонды ОМС.
Разработать и внедрить систему страхования ответственности медицинских работников. Законодательно определить источники оплаты санкций к медицинским организациям, предъявляемых вне системы ОМС.
Разработать и внедрить систему социально-экономической мотивации граждан к сохранению и укреплению своего здоровья.
Ввести распределение выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся за государственной счет, как временной меры до полного восполнения потребности в кадрах практического здравоохранения. «Это не нарушение гражданских прав выпускников – это обеспечение гражданских прав сотен и тысяч людей, которые сегодня не могут получить помощь врача», — отмечает Леонид Рошаль.
Учитывая значительный дефицит педиатров, прекратить увеличение числа врачей общей практики за счет переподготовки педиатров. Сохранить участковый принцип педиатрической помощи в стране. Эти решения направлены на сохранение института педиатрии.
Сегодня население беспокоит снижение квалификации врачей. НМП предлагает кардинально пересмотреть последипломную переподготовку врачей на основании разработанных профессиональных стандартов, базирующихся на квалификационных категориях, сделать ее более удобной, доступной и бесплатной. Пересмотреть программы обучения в высших учебных заведениях, а также решить вопрос о клинических базах, с возложением юридической ответственности за качество лечебной работы на сотрудников кафедр и научных подразделений, базой которых являются отделения больниц. Ускорить принятие Закона, позволяющего педагогическим и научным сотрудникам клинических баз заниматься лечебной работой.
Из доклада ОНФ на Форуме (читать)
[yop_poll id=»7″]
© Алла Астахова.Ru
Необходимо настаивать на сокращение числа проверок медицинских организаций. В настоящий момент, нас проверяют: Террфонд, страховые организации, минздрав, минфин, росфиннадзор, прокуратура, полиция, ФСБ, УФМС, охрана природы, минтруд, пенсионный фонд, фонд социального страхования, роспотребнадзор, ФАС, ОБНОН, налоговая инспекция, счетная палата и так далее. Ни в одной организации нет таких масштабных проверок.
Спасибо Вам профессор! На периферии нет уверенности, что это возможно. (Уж больно плохое положение)… А в центре (нет здравых подвижек!
«..Сегодня население беспокоит снижение квалификации врачей. НМП предлагает кардинально пересмотреть последипломную переподготовку врачей на основании разработанных профессиональных стандартов, базирующихся на квалификационных категориях, сделать ее более удобной, доступной и бесплатной. Пересмотреть программы обучения в высших учебных заведениях, а также решить вопрос о клинических базах, с возложением юридической ответственности за качество лечебной работы на сотрудников кафедр и научных подразделений, базой которых являются отделения больниц. Ускорить принятие Закона, позволяющего педагогическим и научным сотрудникам клинических баз заниматься лечебной работой.»
1.Профессиональный стандарт не должен базироваться на квалификационной категории, а должен быть базой для оценки квалификации врача! Поэтому нужны нормальные стандарты, соответствие которым и будет оценкой профессионализма врача.
2.Хватит пересматривать программы обучения, ибо это стало еще одной отраслью медицины, существующей оторванно от практической деятельности. В вузах идет тренд в сторону обучения технологий преподавания, а не изучения самой медицины. Многочисленные эксперты проверяют наличие документации, на печатание уходят тонны бумаги, эффективность для медицины такой деятельности нулевая.
3. В настоящее время оплата в практическом здравоохранении стала выше, чем у преподавателей вузов, даже со степенью доктора меднаук, а тем более ассистента. Соответственно этой шкале ценностей, ведущими являются врачи практического здравоохранения, особеннно главные врачи совместно с начмедами и завотделениями. Наличие разных финансовых интересов ведет к расслоению врачебного сообщества и образовательных медучреждений.
4.Сотрудники кафедр и научных подразделений не могут нести юридическую ответственность не работая практически и не получая зарплату за эту деятельность.
Именно поэтому, многие преподаватели, ученые подрабатываю путем чтения лекций, дежурств, рекламируя БАДы, продукцию (часто сомнительного свойства) различных фирм.
Тем более, что проблема отсутствия собственных клинических баз ставит медвузы в явно зависимое положение от главных врачей, у которых свои, отличные от мед вузов задачи.
Клиницисты — педагоги всегда вели лечебную работу. Закон должен обязывать их не только вести лечебную работу, но и обязывать работодателя оплачивать эту работу. Нельзя консультировать врача, который получает больше доктора наук со стажем. При такой ситуации, видимо должно быть все наоборот!
Надо переходить от виртуальной деятельности в классных комнатах к настоящей медицинской практике в клиниках, а не разделять специалистов медицины на педагогов и практических врачей.
Всё здОрово, кроме фразы: «Пересмотреть программы обучения в высших учебных заведениях, а также решить вопрос о клинических базах, с возложением юридической ответственности за качество лечебной работы на сотрудников кафедр и научных подразделений, базой которых являются отделения больниц.» У нас всегда учеными черные дыры экономики затыкали, начиная еще с овощных баз. А сейчас решили за бесплатно на плечах сотрудников кафедр вытащить угробленное и разоренное здравоохранение, да еще и юридическую ответственность за качество медпомощи взгромоздить на бедного Макара! Я — сотрудник кафедры со степенью, как и мои коллеги, резко понадобилась после локаута, когда треть коллектива больницы вышвырнули на улицу. В результате я СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО консультировала больных СВЕРХ ПОЛНОЙ НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, то есть в личное время исключительно ради того, чтобы кафедру и наших студентов не выгнали с базы. При этом всем наплевать на то, что в ВУЗах тоже прошли сокращения и работа преподавателя превратилась в каторгу из-за удвоенной нагрузки, тк меняющиеся каждый год ФГОСы-мутанты и удвоение числа студентов в группе — это настоящий демотиватор для ППС. Бред: часы сократить, студентов удвоить, а КАЧЕСТВО ПОВЫСИТЬ??? Да еще и больницу тащить! А ДЗ будет чем заниматься??? Классно придумано: кафедра всегда и во всем будет виновата, а ДЗ, разваливший все к чертовой матери, — ни при чем???
Из доклада ОНФ на Форуме:
За последние полтора года социальная значимость проблем в сфере здравоохранения заметно выросла, особенно в регионах. По данным «Георейтинга» ФОМ на 1-ый квартал 2014 года «ситуация в сфере здравоохранения» стояла на 9-м месте в перечне социально-экономических проблем, а в 1-ом квартале 2015 года «ситуация в сфере здравоохранения» поднялась на 5-е место.
С этой точки зрения, как показывают исследования ФОМ, ситуацию в сфере здравоохранения в своем регионе оценили, как «хорошую» лишь 11% респондентов. При этом наиболее показательной является оценка изменений в здравоохранении: 39% респондентов отметили, что ситуация в регионе не меняется никак и 32% отметили, что ситуация за последние два года меняется к худшему. Укрупнение больниц и поликлиник лишь ухудшило доступ к врачам – узким специалистам, так считают 50% по данным ВЦИОМ (2015 год).
Несмотря на оптимистическую отчетность органов исполнительной власти в регионах, в целом по стране отмечается высокий уровень недовольства граждан отсутствием изменений или даже ухудшением ситуации, что лишний раз указывает на то, что без объективного общественного обсуждения реально повыситьэффективность существующей системы будет невозможным.
По данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Росстатом, в стране увеличилось количество отказов в предоставлении медицинской помощи: если в 2011 году доля не получивших медицинскую помощь от числа обратившихся за ней составила 2,3%, то в 2014 году она зафиксирована на уровне 3,3%; более чем в 2 раза увеличилось время ожидания госпитализации: с 4,6 дня в 2011 году до 9,8 дня в 2014 году.
По данным Фонда «Общественного мнение» доля россиян, оценивающих свое здоровье как хорошее, прекратила расти, и в 2011-2015 годах находится практически на одном уровне (50% в 2011 году, 48% — в 2015 году), доля оценок здоровья как плохого продолжает снижаться.
На недопустимо высоком уровне остается доля населения, прибегающего к самолечению. По данным Фонда «Общественного мнения» за июнь 2015 г. около половины населения (46%) предпочитают лечиться самостоятельно и только в крайнем случае обращаются к врачам. К самолечению, в первую очередь, приводит снижение доступности медицинской помощи, когда пациенту проще самостоятельно назначить себе лечение, а не стоять в очередях к кабинету врача. При этом фармацевтические компании осознают указанную проблему и, наращивая рекламу, провоцируют наших граждан на самостоятельную покупку лекарственных препаратов и рост самолечения.
На фоне роста численности населения число посещений к врачам по данным Федерального статистического наблюдения в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 7,7 млн. посещений, в том числе посещений к врачам сельских жителей – на 2,7 млн. посещений. Одновременно произошло увеличение почти на 22% числа отказов в вызове скорой медицинской помощи.
Проблема доступности медицинской помощи является особенно острой для наших сограждан, которые проживают в отдаленных районах и сельской местности. Согласно отчету Счетной палаты, сегодня 17,5 тысяч населенных пунктов с населением численностью менее 1,5 тысяч жителей, не имеют подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. При этом только за 2014 год в рамках оптимизации было сокращено 659 фельдшерско-акушерских пункта. Более 11,5 тысяч населенных пунктов расположены на расстоянии более 20 км. от ближайшей медицинской организации, а в 20 субъектах РФ отсутствуют мобильные врачебные бригады, оказывающие медицинскую помощь сельским жителям.
Таким образом, несмотря на то, что приоритетом государственной политики в части реформирования системы здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь, во многих регионах страны отсутствуют условия по предоставлению гражданам своевременных и качественных медицинских услуг. Доступность медицинской помощи при этом снижается. В стране до сих пор отсутствует система независимого квалифицированного контроля за качеством оказания медицинской помощи во первичном звене.
По статистике страховых медицинских организаций, неправомерное взимание платы бюджетными медицинскими организациями является одной из самых распространенных жалоб застрахованных и составляет более 30% от всех жалоб. В определенной степени указанным нарушениями способствует низкая информированность граждан о своих правах в рамках ОМС, запутанность программ государственных гарантий, в результате чего люди просто не понимают, на что конкретно они имеют права, а соответственного, и не могут отстаивать свои права самостоятельно. Это происходит в обстоятельствах, когда Президент в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2013 году и в поручениях в сентябре 2013 года и декабре 2014 года заявил о создании системы информированности граждан и условиях бесплатного оказания медицинской помощи.
В рамках оптимизации в стране происходит сокращение сроков пребывания больных в стационарах и широко внедряются стационарзамещающие технологии, происходит увеличение амбулаторного контингента больных, которые уже не могут рассчитывать на получение бесплатных лекарств и вынуждены приобретать лекарства в розничной сети. 36% из 2700 опрошенных “Народной экспертизой” представителей групп пациентов назвали «обычным явлением», что им приходится самостоятельно покупать лекарства, проходя лечение в стационаре. Настораживает сохраняющийся рост цен и на жизненно необходимые препараты (ЖНВЛП), причем рост цен на препараты отечественного производства за полгода вырос на 13,8% (Росстат).
51% опрошенных пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, заявили о том, что льготные лекарства не всегда бывают в аптеках, приходится их ждать, заказывать или искать.
Вероятно, наиболее массовой и показательной категорией «льготников» в части получения бесплатных лекарств являются дети до 3-х лет. Мониторинг, проведенный Центром ОНФ «Народная экспертиза», показал, что помимо очень низкого уровня информированности граждан о полагающихся им льготах (54% родителей не знают о льготах), проблемой является порой и поведение врачей, которые под различным предлогом не выписывают лекарства. Врачи прямо нарушают Постановление Правительства РФ №890 от 30 июля 1994 года, в котором указано, что все дети первых 3х лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет имеют право на бесплатные лекарства по рецептам врачей. В сложившихся условиях необходимо принятие нового нормативно-правового документа по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан на региональном уровне.
Проблема, которая вызвала серьезный общественный резонанс – это обеспечение обезболивающими препаратами онкологических больных. Пациенты и их родственники отмечают крайне сложную и не прозрачную процедуру получения обезболивающих наркотических лекарств. Во многих регионах не хватаетлицензированных аптек и их территориальная доступность крайне низкая. Еще одна проблема – врачи опасаются брать на себя ответственность за выписку наркосодержащих препаратов.
В тоже время именно последние 1,5-2 года среди врачей нарастает негативная оценка проводимых в стране кадровых решений. По данным исследований ВЦИОМ в качестве негативного результаты реформы воспринимается и повышение рабочей нагрузки, о котором сообщили половина респондентов (48%): снижение зарплаты и сокращение кадров вынуждает брать работу на 2 и даже 3 ставки, что с учетом «дежурств» резко увеличивает число рабочих часов. Косвенное влияние оказывает, также, увеличение «бумажной работы», отчетной документации — 44% указали, что в их непосредственной работе данный параметр ухудшился за последние 1-1,5 года. Рост нагрузки, по мнению участников опроса, становится весомой причиной частых конфликтов с пациентами, в которых медики оказываются слабо защищенной стороной.
По данным Росстата за 2014 год произошло сокращение около 90 тысяч медицинских работников (12,84 тыс. врачей, 40,5 тыс. средних медицинских и фармацевтических работников, 36,7 тыс. человек младшего медицинского персонала).
В ряде регионов врачи активно выражали протест против решений, принимаемых региональным и федеральным руководством, однако конструктивного взаимодействия с представителями врачебного сообщества, как правило, не было. Негативное изменение ситуации с врачебными кадрами было отмечено и населением: по данным исследований ФОМ 46% участвующих в исследовании, в качестве наиболее острой проблемы в здравоохранении в своем регионе отметили «нехватку врачей». В июльском опросе ФОМ эту проблему считают наиболее острой уже 51%. За второй квартал 2015 года произошел значимый прирост остроты проблемы дефицита врачей – на 5%.
«Мне надоели заказные публикации провокационного характера, касающиеся здравоохранения. Цель таких публикаций и тех, кто их инициирует, — выяснение отношений, а не решение проблем отрасли. Мы знаем наши проблемы и без «кавалерийских набегов» в аптеки, и уж тем более без непрофессиональных заключений… Мы понимаем, что отрасль испытывает экономические сложности», — говорит президент Национальной медицинской палаты и член Центрального штаба ОНФ Леонид Рошаль.
Господин Рошаль, то что сейчас происходит с здравоохранением, это называется не «экономические сложности», денег, учитывая наше состояние, выделяется достаточно, проблема в воровстве, нерациональном и безграмотном их расходовании, безграмотном, оторванном от реальности, и основанном на фиктивных отчетах и статистике, руководстве отраслью, проблема в самой системе, привыкшей держаться на командно распорядительном методе, и прочую чиновничью дурь, облеченную в нормативные акты, вместо того чтобы деньги шла за больным, и только в то ЛПУ, и к тому врачу, к которым обратился больной, сегодня система только фамилию больного не указывает кого врач должен лечить, когда, и сколько раз, и в каком объеме, сегодня диагноз ставит уже не врач а ТФОМС. Ну не должен чиновник иметь доступа к финансам, не должен он ими распоряжаться и регулировать кому и сколько дать, деньги должны автоматом идти за больным. Это крепостное право с прикрепленными необходимо ликвидировать, как и подушевое финансирование, которое кроме как приписки и коррупцию ничего не дает. Вы лично когда в последний раз были в обыкновенной городской больнице на периферии, находящейся хоть в 100 км., от Москвы, в городке с населением тысяч на 5 человек, которого тоже коснулась «реформа» здравоохранения, и все сопутствующие ей безграмотные, а называя вещи своими именами, все эти преступные противо человеческие, доведенные до абсурда, решения чиновников, принимаемые в кабинетах теми кто в глаза не видел сельской больницы или ФАПа, кто если и выезжает из Москвы, то только за бугор. Вы один из ведущих мировых докторов, но, спуститесь на землю, посмотрите на медицину, даже не в глубинке, а хоть в 100 -200 км., от Москвы., уверен что после увиденного, Вы в корне поменяете свое мнение и о чиновниках Минздрава, и о состоянии здравоохранения в стране.