Лечить будем?
Минздрав разработал такие правила описания лекарств при закупках, что до лечения дело может не дойти
А ведь хотели, как всегда, только хорошего. Много лет эксперты сетовали на то, что тендерная документация при закупках лекарств в России составляется, как бы это сказать помягче, своеобразно. Требуемые характеристики предмета закупки могут оказаться такими, что им будет соответствовать только продукция с определенным товарным знаком — даже при наличии аналогов. Победитель окажется вне конкуренции. Еще в октябре 2015 года Федеральная антимонопольная служба направила в Минздрав письмо с предложением навести в этом деле порядок и обсудить вопрос «эквивалентности лекарственных форм, дозировок, форм выпуска лекарственных препаратов в целях формирования единых подходов». Минздрав откликнулся. Разработанный и доработанный им проект постановления «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки» после общественного обсуждения был недавно отправлен на согласование в различные ведомства, чтобы затем поступить в правительство. Однако уже сейчас ясно, что этим документом не доволен никто.
Первыми забили тревогу участники общественного обсуждения на сайте Минздрава, ратуя за то, чтобы во главу угла были поставлены интересы пациентов, а не конкурентоспособность производителей. Затем пять общественных и профессиональных отраслевых объединений России в открытом письме министру здравоохранения Веронике Скворцовой выразили категорическое несогласие и предупредили о катастрофических последствиях «как для самих заказчиков — медицинских учреждений, так и для пациентов, поскольку заказчик не сможет приобрести необходимые лекарственные препараты для обеспечения лечебного процесса в соответствии с утвержденными методиками и схемами лечения, а пациент, соответственно, не получит адекватную лекарственную терапию». Дошло до того, что отрицательный отзыв на проект постановления пришел из ФАС, которая указывает, что в нем предусмотрен «запрет на указание объективных характеристик лекарственных препаратов, без которых закупка лекарственных препаратов не может быть осуществлена».
Что вызвало всеобщее недоумение и бурный протест? Речь идет о требовании исключить из описания объекта закупки в технической документации целый список важных параметров, включая указания на лекарственную форму и дозировку. «Но ведь без указания на лекарственную форму, путь введения и дозировку препарат уже не лекарство, — говорит председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев. — Это просто химическое вещество, субстанция. Мы же не лечим людей, отсыпая им понемногу из банки! Критически важными могут оказаться самые разные качества препарата. Например, для лечения астматиков или больных муковисцидозом имеет значение даже дисперсность частиц препарата в ингаляторах. Не говоря уже о том, что в одном случае пациенту необходимы таблетки, в другом — инъекционная форма. Как лечить больных в реанимации, если по итогам аукциона закупят таблетки, а не растворы? Что будут давать маленьким детям в педиатрических отделениях вместо суспензий? И вообще, давайте определимся для начала, зачем мы проводим торги. Прочитав проект постановления, начинаешь думать, что ради процесса закупки, а не для того, чтобы в результате было чем лечить больных».
С этим согласна эксперт ООН по публичным закупкам, эксперт ОБСЕ по предупреждению коррупции в сфере закупок Ольга Анчишкина: «Предлагаемые Минздравом правила – еще один кирпичик в той стене, которой закупки пытаются отделить от всех остальных сфер экономики и социальной сферы. В этом их методологическая порочность. Закупки – всего лишь промежуточный этап между производством и потреблением. К тому же, логистика, дистрибуция, складирование – все эти виды деятельности по управлению цепочками поставок также имеют собственные закономерности. С одной стороны, правила закупок не должны игнорировать или перекраивать правила производства и выпуска лекарственных препаратов. С другой стороны, закупки должны отвечать главным задачам – лекарственного обеспечения лечения пациента. А для лечения не все равно: форма выпуска, температурный режим хранения, срок годности и прочее. Соблюдение подобных параметров позволяет не только управлять складом, но и учитывать лечебные предпочтения. Предлагаю сначала апробировать правила, а потом уже предлагать их к внедрению. Уверена, при таком подходе существенная часть требований не доживет до момента принятия постановления и будет исключена».
Эксперты считают, что проблемы у ЛПУ могут возникнуть и в том случае, если список ограничений доработают. «У таких ограничительных списков есть общая проблема: в чем-то правила будут всегда недостаточны и оставят лазейку для коррупции, в чем-то, наоборот, их излишняя строгость будет мешать нормальному обеспечению лечебного процесса, — говорит генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава Виталий Омельяновский. — Если врач предпочтет не спорить — а в большинстве случаев, уверен, он так и поступит, чтобы избежать обвинений в коррупции, — пострадает пациент». Какой же выход? «Возможно, понадобятся законодательные изменения, — считает Омельяновский. — Лазейка для коррупции всегда есть там, где существуют договоренности с глазу на глаз. Если при ЛПУ можно будет сформировать общественные советы по проведению закупок, открыто принимающие решения, врачам легче будет отстоять свое мнение».
Впрочем, для начала Минздрав должен просто поработать над проектом постановления. И на этот раз сделать свою работу качественно.
UPD: Пациенты 62-й онкологический больницы г. Москвы, их близкие и родственники считают, что общественные советы, и не только при ЛПУ, но и на более высоких уровнях — например, при Департаменте здравоохранения Москвы — помогут бороться со сговором и коррупцией, не причиняя ущерба лечению пациентов. Создание системы общественного контроля над закупками — одно из требований их коллективного письма мэру Москвы.
© Алла Астахова.Ru
Почему врач в Германии может заказать в госпиталь нужный препарат по торговому названию, а не по МНН, а врач в России должен лечить индийским говном?
Откуда информация, что врач в Германии может так сделать? Я такого не знаю.
Личная коммуникация
загляните на площадки электронных торгов. Везде указывается МНН.
Если врачу надо будет заказать конкретный препарат, он его получит. Без ФАС и судов. И в госпитале будет немецкий Авелокс, а не индийское говно.
будет, скорее всего, по цене генерика)
Это врача интересует в последнюю очередь. Цена многих дженериков отличается на копейки, а то и дороже оригинальных препаратов бывает.
Маленький нюанс. По отзывам немецких пациентов, немецкие врачи знают только немецкие препараты. Как то так.
Ну им больше и не надо. Фарминдустрия Германии одна из самых мощных в мире. Открою тайну. Немецких лекарств не существует. Есть лекарства, произведённые немецкими фармкомпаниями, и они известны всему миру. И их хватает всем. А то, что немецкие врачи не знаю российских лекарств, только к лучшему.
Это не тайна. А не знают они ни французских, ни итальянских,… добавьте по вкусу.
Ну назовите французские лекарства, без которых не обойтись? Это глупости.
Все дело в геолокации. Попробуйте на досуге чем нибудь заменить французские препараты, находясь во Франции. Вы, помнится, о немецких врачах выше толковали.
Зачем немецкому врачу знать французские лекарства, если немецкие не хуже. Вы помнится толковали, что немецкие врачи знают только немецкие. А французские только французские, так в чем проблема. Русские врачи тоже не знают зарубежные препараты, если с ними не работают.
Вот Вы и ответили на ваш исходный вопрос.
«Если при ЛПУ можно будет сформировать общественные советы по проведению закупок, открыто принимащие решения, врачам легче будет отстоять свое мнение.»
Именно так. Общественные советы, и не только при ЛПУ, но и на более высоких уровнях — например, при Департаменте здравоохранения Москвы — помогут бороться со сговором и коррупцией, не причиняя ущерба лечению пациентов. Создание системы общественного контроля над закупками — одно из требований нашего коллективного письма мэру Москвы
https://www.facebook.com/groups/1128830887237514/permalink/1190931677694101/
А Минздрав вообще готов любое лечение заменить описанием — в поликлиниках врачи больше пишут, чем осматривают пациента — думают, если письмо ручкой заменить на набор на клавиатуре, это уже и не «писанина»
Мне тоже интересно, как можно купить медикаменты, без указания лекарственной формы, то есть не указываем что хотим приобрести таблетки или ампулы, интересно кому могло прийти в голову такой бред, посадить бы этого умника чтобы он сам закупил по своим же правилам, и посмотрим как у него это получится!!!!
Документ по итогам разбора предложений, поступивших в ходе общественных обсуждений, — памятник уверенности разработчиков в своей правоте. На все километры текста критики — «да благодаря нашему документу всё будет куда лучше, вы ничего не понимаете». Им бы в эппл работать.
По моему, зреет ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят…» . Откровенный бред МЗ