Хроники пикирующей пневмонии — 3
Количество заболевших внебольничными пневмониями только по официальной статистике составляет около 700 тысяч ежегодно
Тема внебольничной пневмонии медленно, но верно проторила себе дорогу в сферу общественного внимания. Если в начале 2018 года Роспотребнадзор успокаивал публику и сообщал о снижении в 2017 году количества случаев пневмонии, то уже к весне 2018 стало ясно, что рост в 2017 все же был. Сейчас, в апреле 2019, никто из специалистов не скрывает — проблема внебольничной пневмонии стала одной из самых острых в российском здравоохранении. «В настоящее время количество заболевших внебольничными пневмониями только по официальной статистике составляет около 700 тысяч ежегодно», — говорит директор ЦНИИ эпидемиологии, академик РАН Василий Акимкин.
Весь 2018 год специалисты обсуждали новые клинические рекомендации по внебольничной пневмонии. «В последние годы отмечается значительное увеличение летальности при этом заболевании», — рассказывает заместитель директора по клинической работе ЦНИИ эпидемиологии Антонина Плоскирева. «Пневмония занимает первое место среди причин смерти у пациентов с болезнями органов дыхания, ее доля 42 процента. Примерно половина смертей от пневмонии — смерти людей трудоспособного возраста», — говорит Светлана Рачина, профессор кафедры внутренних болезней Российского университета дружбы народов.
В 2018 году количество случаев внебольничной пневмонии в России вновь увеличилось. «По данным Роспотребнадзора за январь-апрель 2018, произошло увеличение числа случаев регистрации внебольничных пневмоний. Эта цифра составила 201,3 на 100 тысяч населения», — говорит Татьяна Руженцова, ведущий научный сотрудник клинического отдела инфекционной патологии ЦНИИ эпидемиологии. Специалисты предполагают: одной из причин подъема заболеваемости может быть эпидемическая активность атипичного возбудителя пневмонии — микоплазмы. По данным наблюдений с 2001 года, микоплазма «выстреливает» приблизительно раз в 3-5 лет, и каждый раз заболеваемость пневмонией растет. В 2012 году, когда в октябре-ноябре у школьников в некоторых городах в шесть раз увеличился уровень заболеваемости внебольничной пневмонией, до 41 процента всех пневмоний было вызвано микоплазмой. В 2017 году в подавляющем количестве эпидемических очагов – 76,9 процента – основным возбудителем тоже была микоплазма. «Чаще всего мы имеем дело с микоплазменными пневмониями у детей дошкольного и школьного возраста», — рассказывает Татьяна Спичак, профессор кафедры педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Микоплазменную пневмонию бывает нелегко диагностировать, но не она в подавляющем большинстве случаев отвечает за повышение летальности, если к ней не присоединится другая инфекция. «В отличие от пневмококковой пневмонии, мы не видим признаков выраженной интоксикации, дыхательной недостаточности и общее состояние ребенка не очень страдает. В этой связи дети с микоплазменной пневмонией обращаются к врачу достаточно поздно, по нашим наблюдениям, на 7-8 день», — говорит Спичак.
Есть другая пневмония: та, которая развивается стремительно. «Вы можете увидеть пациента с разницей в три часа. В точке «ноль» этот человек может лечиться амбулаторно. Но через три часа то же самый пациент уже кандидат на помещение в палату интенсивной терапии», — говорит Рачина. В такой ситуации каждая ошибка — несвоевременная или неверная диагностика, неверно назначенный препарат, недооценка тяжести состояния больного — может стать фатальной. Трудность в том, что пневмония становится все более многоликой. Бактерии вырабатывают резистентность к антибиотикам, распространяются атипичные возбудители, население стареет и растет количество внебольничных пневмоний у пожилых людей — со смазанными симптомами и букетом сопутствующих заболеваний. Между тем с диагностикой в России до сих пор большие проблемы. Исследование случаев летальных исходов пневмонии в референс-центре ЦНИИ эпидемиологии показывает: прижизненная диагностика проводилась лишь в 40 процентах случаев. При этом только в 5 процентах случаев диагностику провели в первые три дня с момента обращения за медицинской помощью. Врачи часто недооценивали тяжесть состояния больных. 38 процентов тех, кто впоследствии скончался от пневмонии, даже не были госпитализированы. Хотя у 89 процентов тех, кто скончался, были сопутствующие заболевания, ухудшающие прогноз.
Какие ситуации врачи ни за что не должны упустить? «Первый сценарий — так называемое первичное вирусное поражение легких и вирусно-бактериальная или бактериальная пневмония», — говорит главный пульмонолог Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко, главный пульмонолог Минобороны РФ Андрей Зайцев. — Есть исследование: 28 процентов случаев фатального течения пневмонии, в том числе такого вирусного поражения легких, ассоциированы с гриппозной инфекцией. Но и целый ряд других респираторных вирусов способны вызывать этого рода поражения. В большей степени это парагрипп и метапневмовирус. На вторые сутки, на пятые, даже на десятые на фоне фебрильной лихорадки у больного появляется жизнеугрожающий симптом в виде одышки. Апогеем является развитие острого респираторного дистресс-синдрома».
Чтобы не допустить летального исхода при пневмонии, очень важно правильно оценить состояние больного, в том числе в ранний период, — считает Зайцев. Нужно проанализировать анамнез, проводить пульсоксиметрию — она позволит заметить первые признаки острой дыхательной недостаточности и вовремя поместить пациента в реанимацию. «У любого пациента, госпитализированного в стационар, нужно срочно определять с-реактивный белок. Это позволяет отделить при диагностике пневмонию от других состояний, а также корректировать длительность антимикробной терапии, ведь падение уровня с-реактивного белка показывает, работает ли антибиотик», — говорит Зайцев. «С-реактивный белок может быть палочкой-выручалочкой, когда у нас есть диагноз вероятной пневмонии, но на рентгенологическом исследовании мы не обнаружили воспалительной инфильтрации. Если рентгенография выполняется в первые сутки-двое, это часто бывает, — говорит Светлана Рачина. — Анализ с-реактивного белка это инструмент, который поможет обосновать в таких случаях назначение системной антибактериальной терапии». Существуют экспресс-тесты на определение инфекций. «Есть у нас подобного рода возможности и при гриппозной инфекции, которые позволяют за 15 минут у постели больного определить в том числе и видовую принадлежность вируса гриппа», — рассказывает Зайцев.
«Необходимо скринировать больных на критерии тяжелой внебольничной пневмонии, — говорит Рачина. — Если сравнивать с кардиологией, это как больной с острым коронарным синдромом, которому помощь надо оказывать немедленно. Это пациент, который в течение часа должен быть госпитализирован в отделение реанимации и интенсивной терапии и получить адекватную терапию. Существуют прогностические шкалы, например, шкала CURB-65 Британского торакального общества. Есть критерии PORT Американского общества инфекционистов. Их надо использовать».
Другой сценарий пневмонии, развившей на фоне гриппа. «Через какой-то промежуток времени, иногда это бывает светлый промежуток, когда у пациента уже сутки нет лихорадки, вдруг опять повышается температура тела, — говорит Зайцев. — Боли в грудной клетке, кашель. Диагноз «внебольничная пневмония» не вызывает сомнений. Что здесь важно понимать? Возбудители, которые вызывают подобного рода случаи, непросты. Это штаммы пневмококковой инфекции, которые могут быть резистентными, и случаи золотистого стафилококка, который вызывает тяжелую постгриппозную внебольничную пневмонию. Наиболее частые возбудители постгриппозной пневмонии — пневмококк и золотистый стафилококк». «Пневмокковая пневмония занимает ведущее место в структуре летальности, — рассказывает Светлана Рачина. — В последние годы мы видим растущий интерес к ранней индентификации возбудителя и раннему определению чувствительности к антимикробным препаратам. Это не праздный интерес».
Еще оно тревожное обстоятельство. «Наибольший уровень заболеваемости внебольничной пневмонией у детей 1-2 года жизни: он более чем в 3 раза превышает уровень заболеваемости взрослого населения», — рассказывает Татьяна Спичак. «На долю детей приходится около трети всех зарегистрированных внебольничных пневмоний», — говорит Антонина Плоскирева.
Недавно в ЦНИИ эпидемиологии провели исследование возбудителей внебольничных пневмоний и острых бронхитов у детей на базе Мытищенской ЦРБ. В исследовании приняли участие 786 пациентов.«Моновирусные пневмонии составляют менее 5 процентов в общей структуре этиологически расшифрованных внебольничных пневмоний у детей, — рассказывает Плоскирева. — Большая часть — бактериальная этиология, в том числе в сочетании с вирусными агентами или другими бактериальными агентами. Наиболее частые возбудители: пневмококк, гемофильная палочка, микоплазма пневмония. Если говорить о вирусных агентах в сочетании с бактериальными возбудителями, то ведущим возбудителем был риновирус в сочетании с пневмококком. Наиболее частое сочетание бактериальных возбудителей — сочетание пневмококка с гемофильной палочкой и микоплазмой. При острых бронхитах популярными возбудителями являются Moraxella catarrhalis, гемофильная палочка, пневмококк».
Впрочем, этот список инфекций тоже вызывает вопросы. «Есть зарубежное исследование, — говорит Плоскирева. — У абсолютно здоровых пациентов обнаружение возбудителей было сопоставимо: и пневмококк, и гемофильная палочка, и Moraxella catarrhalis. Я хочу сказать, что диагноз пневмонии или бронхита — это не листочек, полученный из лаборатории. Нам необходимо воспользоваться всей полнотой клинических данных». Когда речь идет о пневмонии, это надо обязательно сделать. Вовремя поставленный диагноз может спасти кому-то жизнь.
Внебольничная пневмония. Клинические рекомендации — 2018
Основная причина повышения летальности — вирусная пневмония, точнее — связанная со свиным гриппом. Чтобы не отвечать каждый раз перед федеральным минздравом, опытные доктора не проводят идентификацию причины. Результат — неверное лечение. При вирусной пневмонии надо интенсивно и быстро лечить ДВС-синдром: плазмаферез, гепарин, свежезамороженная плазма. Это — рекомендации Формулярного комитета и Андрей Зайцев прекрасно их знает, будучи лет 10 профессором моей кафедры. Очень мало кто лечит таким образом, к сожалению.
Вовремя поставленный диагноз может спасти жизнь. Только кто его ставить то будет? Врач смотрит в компьютер, а не на больного…
Прилетело откуда не ждали… в голове обывателя абсолютно не смертельное и легко диагностируемое заболевание, а вот оно как…
У меня нет точных цифр, но есть предположение что причина этому: ЛЮДИ ВСЕМИ силами избегают обращения в мед. Учреждения. Потому что .. лучше дома помереть, наверное, чем решиться на квест под названием ОМС
Ну так от СС заболеваний больше нельзя умирать….
Это на фоне истории, когда больного со спутаным сознанием вместо интенсивной терапии в подсобке заперли
У нас в школе эпидемия просто была с осени по весну.
Какая пневмония, микоплазменная?
да
Просто элементарно, в душном классе 25 человек, тесно.Окна не открывают, жарища, перетапливают.
Хорошая статья с вдумчивым ретроспективным анализом. Беда лишь в том, что такая вдумчивость в нынешних условиях организации медпомощи в стране может быть только ретроспективной. Представьте себе участкового терапевта в период эпидемии гриппа, у которого 15 минут на прием пациента, а талон на рентгенографию грудной клетки есть в лучшем случае через неделю. Хотелось бы мне отыскать хоть одного доктора, который в таких условиях заподозрит микоплазменную пневмонию!
А если вирусная? Когда действовать надо быстро. Я ума не приложу. Хорошо еще, что такое нечасто бывает.
Для того, чтобы не пропускать пневмонии, нужна НОРМАЛЬНАЯ организация работы врачей первичного звена, медицинская логистика!
Когда врач не думает о том, что ему прилетит на необоснованную госпитализацию. Когда кровь сдать и рентген сделать можно прямо СЕЙЧАС, а не через… дней. Когда на прием выделено хотя бы 30 минут!
Отдельное спасибо за клинические рекомендации. Вот я читала всё (в том числе и рекомендуемую диагностику) и вспоминала, как лечили меня, когда у меня было подозрение на внебольничную пневмонию. Когда пришла терапевт из поликлиники, послушала меня стетоскопом и сказала: «ну да, может быть воспаление лёгких» и выписала 3 дневный курс антибиотиков. Никаких анализов-рентгенов, ничего! Через неделю пришла другая терапевт, сказала: «о боже, это не те антибиотики!» и выписала другие на 7 дней. Опять же просто так, на глаз. Хорошо, что пневмонии у меня не было вообще, а то я так подозреваю, именно так летальность и развивается.
Нужны хорошие узкие специалисты в поликлиниках :аллергологи-пульмонологи.Надо людям полностью оплачивать больничный,чтоб они больные не ходили на работу,тогда и уменьшиться количество летальных исходов,когда в больницы,в частности попадают пациенты с запущенной болезнью Пневмония коварна,она может быть без температуры.И если человек никогда не болел простудными,либо легочными заболеваниями,они в группе риска,как первичники.Потому что, абсолютно неопытны и соответственно безоружны.
Хорошо написали, всё объяснили. Только в наших больничках кто бы это делал и думал о чём-то, кроме писанины своей. Детей и то не лечат правильно, диагноз верный поставить- это уже из области фантастической удачи, не встречалась такая ни разу. Всё время какие-то немыслимые трудности и страдания.