[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=0ytK6O83XHo[/embedyt]

Александр Драган с помощью анализа поисковых запросов в Интернете показал нам истинное движение COVID-19 по России 

С первых же дней наступления нового коронавируса на российскую популяцию мы ощутили зияющий недостаток объективной информации о ходе пандемии. На помощь пришли несколько человек, прежде не связанных с медициной. Они проделали огромную работу с доступной статистикой — не за деньги, не по служебной обязанности, только из общественного интереса и в поисках правды. Я уже писала о демографе Алексее Ракше и его анализе истинных цифр избыточной смертности в России. Герой нынешнего интервью — аналитик открытых данных Александр Драган, который сейчас изучает поисковые запросы в Интернете, связанные с COVID-19.




Александр рассказывает, что работает маркетологом и раньше не был связан с эпидемиологией. Однако во время пандемии серьезно занялся тем, что во всем мире называют digital epidemiology или просто: e-epidemiology. «Я пришел в эту область потому, что хотел привлечь внимание к масштабному замалчиванию реальной ситуации. Первичной была эмоция, потому что болели родные — болели тяжело. Я понимал, что основной вред от декларативной успокаивающей риторики властей — дальнейшее распространение эпидемии. Хотелось, чтобы люди осторожнее себя вели. Но оставался еще исследовательский интерес, которых был доминирующим все эти месяцы. Идея состоит в том, что можно установить ход эпидемии, анализируя специфические поисковые запросы, когда человек с COVId-19 или его родственники ищут информацию в Интернете. Digital epidemiology — дисциплина молодая, она появилась в середине нулевых. В связи с COVID-19 научных публикаций по этой теме стало вдвое больше, чем за год до этого».

«Самое трудное — отбор запросов, — говорит Александр. — С самого начала было ясно, что нельзя смотреть статистику слова «коронавирус» и на основании этого считать, что, если у нас в марте резко растут его поиски в Интернете, значит, все заболели. Надо было понять, что конкретно будет искать заболевший человек и его близкие. Как люди сами описывают свое состояние, что им говорят врачи, что пишут в описаниях КТ-снимков».

В июле 2020, когда после весенней вспышки COVID-19 чиновники раздавали друг другу ордена за победу над ковидом, статья Драгана «Как увидеть эпидемию, если её старательно прячут. Опыт пяти российских регионов» произвела эффект разорвавшейся бомбы. «Не надо обманываться. Ничего не закончилось», — предупреждал Александр. Сейчас мы видим, насколько он был прав.

Смотреть интервью.

0:37 Что такое digital epidemiology.

1:59 Почему закончилась неудачей первая разработка в этой области, которую сделал Google.

8:03 Какие есть возможности для развития digital epidemiology в России.

10:32 До пандемии Александр Драган не занимался цифровой эпидемиологией. Что заставило его прийти в эту область.

16:24 Исследования публикаций в соцсетях.

18:35 Анализ поисковых запросов в Яндексе.

24:09 Как отделить запросы, вызванные медийным шумом, от запросов людей, которые столкнулись с COVID-19 в реальности.

26:20 Освещение COVID-19 в СМИ: пропаганда или подлинный интерес.

31:27 Поисковые запросы, связанные с тревожными настроениями во время пандемии. 

47:49 Изучение поисковых запросов ипохондриков.

51:32 Анализ поисковых запросов, связанных с фейками.

52:47 Анализ поисковых запросов осенней вспышки.

58:30 Картина движения COVID-19 по России на основе поисковых запросов.

1:11:11 Сегодняшняя картина на основе поисковых запросов.

1:16:26 Сравнение данных поисковых запросов и избыточной смертности.

Как самостоятельно проверить статистику поисковых запросов

Yandex Wordstat

Google Trends




© Алла Астахова.Ru