Николай Герасименко: Большинство центральных районных больниц на грани банкротства

Оптимизация и новые схемы финансирования довели до крайности одно из самых надежных звеньев российской системы здравоохранения: центральные районные больницы. Они десятилетиями брали на себя основные потоки пациентов, которым требовалось лечение в стационаре. Но теперь едва сводят концы с концами, — рассказывает член комитета по охране здоровья Государственной Думы, заслуженный врач РФ, академик Николай Герасименко.

— Николай Федорович, так что же случилось с центральными районными больницами? Они утонули? 

— Почти что так. Они закредитованы. У них очень низкие тарифы, которые даже близко не обеспечивают себестоимость лечения. Недавно я был в Алтайском крае — только в этом субъекте федерации долги больниц первого уровня составляют 860 миллионов рублей — почти миллиард.

— То есть, больницы стали банкротами?

— Фактически они на грани банкротства — не могут оплатить коммунальные платежи, зачастую не могут оплатить лекарства, а иногда и питание больных. Именно поэтому идет оптимизация.  Чтобы хоть как-то повысить зарплату врачам, закрывают отделения, сокращают ставки. Недавно я читал лекции руководителям территориальных фондов медицинского страхования в Высшей школе управления здравоохранением Первого МГМУ имени Сеченова. Все они в один голос подтвердили: районные больницы в долгах. Три года назад их решили передать с уровня муниципалитетов на уровень субъектов федерации. Обещали, что финансирование улучшится. Передавали с нулевым балансом. Однако на самом деле все стало гораздо хуже. Ситуация усугубилась, когда финансирование высокотехнологичной медицинской помощи перевели в систему ОМС. Это единый котелок с деньгами, который снабжает всех. Когда из него взяли средства на строительство перинатальных центров — а это огромные вложения — и средства на высокотехнологичную помощь, которые пошли в крупные медицинские учреждения, то для центральных районных больниц финансирование снизилось. Обсуждая эту ситуацию на разных уровнях, мы предлагали ввести для районных больниц повышающий коэффициент к тарифам ОМС. Нам отвечают, что эти больницы не зарабатывают денег. Содержать их экономически невыгодно.

— Что значит невыгодно? А неужели выгодно, чтобы федеральные центры собирали из глубинки запущенные случаи? 

— Вспомните историю в Апатитах, о которой шла речь во время прямой линии президента. Девушке год не могли поставить диагноз, потому что соответствующее отделение в местной больнице закрыли. Хорошо, конечно, что теперь ее отправили лечиться в Германию. Но всех пациентов за границу не увезешь. Лучше и дешевле было бы, если бы продолжало работать отделение больницы в Апатитах. Как вы знаете, у нас трехуровневая система оказания медицинской помощи. Первый уровень — это «земля» здравоохранения. Та его часть, которая ближе к людям. Центральные районные больницы — как раз учреждения первого уровня. А еще поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, скорая помощь. Девяносто процентов пациентов обращается со своими проблемами туда. Если сейчас мы потеряем первый уровень, то медицинская помощь окажется практически недоступной для всех этих людей.

Приоритеты «тощих лет»

— Вы верите, что можно развернуть ситуацию?

— Положение очень серьезное. Именно поэтому осенью мы собираемся провести в Государственной Думе большие межфракционные парламентские слушания, посвященные медицинской помощи первого уровня. Вопросов накопилось много — и по поликлиникам, и по сельскому здравоохранению, и по организации скорой помощи. Возьмем, например, травмапункты. Леонид Печатников некоторое время назад заявил, что они не нужны — достаточно скорой помощи. Но это, конечно, от недопонимания. Не каждый вызовет скорую, не каждый доберется до больницы. А в травмапункт идут все. Там происходит первичный отбор: кого-то, оказав помощь, можно сразу отпустить домой, кого-то отправить в травматологическое отделение больницы. Не знаю, сколько закрылось в Москве травмапунктов, но потом все же хватило ума остановить этот процесс.

— Многие жаловались — в травмапунктах возникли огромные очереди. 

— Хорошо бы согласовывать такие решения с населением. В 2015 году я внес в Госдуму закон о реорганизации и ликвидации медицинских учреждений. В 2016 году его приняли в первом чтении. Недавно мы опять его обсуждали. В чем суть? Сейчас решения о ликвидации и реорганизации медицинских учреждений принимают органы здравоохранения — ни с кем не согласовывая, не спрашивая жителей, устраивает это их или нет. В новом законе прописана норма: при реорганизации необходимо создавать комиссию с участием представителей населения. А в случае ликвидации проводить общественные слушания.

— Если у медицинских учреждений этого уровня не будет денег, никакие консультации с населением не помогут. 

— Нам пока даже не удалось выяснить, сколько в стране тратится средств на первичную помощь. Сейчас мы сделали запросы в субъекты федерации и проводим анализ. Также пытаемся выяснить, сколько на этом уровне сократилось коек, отделений, сколько уволили врачей за последние пять лет. Хорошо, что есть прекрасные больницы в Москве, Санкт-Петербурге, областных городах. Однако «на земле», в глубинке, проблемы нарастают. Острый живот по скайпу не посмотришь. Сердце не послушаешь. Ситуацию надо исправлять.

© Алла Астахова.Ru