Казахский вариант
Идеолог реформы здравоохранения в Казахстане Максут Кульжанов: «Мы подготовились к введению ОМС»
Последние два десятилетия у нас обсуждали реформу здравоохранения. Строили планы. Искали виноватых. Вели дискуссии. Оптимизировали больничные койки. Проводили PR-акции, пытаясь убедить население, что все в порядке. Разводили руками: ничего не получается… В это время наши ближайшие соседи по СНГ работали засучив рукава. Казахстан, близкий к нам и по ВВП, и по истории советского здравоохранения, за десять лет показал образец последовательной медицинской реформы. В 2018 году казахи готовятся внедрить обязательное медицинское страхование: без частных страховых организаций. О стратегии и тактике системных преобразований — Максут Кульжанов, идеолог реформы здравоохранения в Казахстане, создатель и первый руководитель казахского Республиканского центра развития здравоохранения, член Исполкома ВОЗ от Казахстана, президент казахской Республиканской медицинской палаты.
— Максут Каримович, с какого времени идет отсчет реформ здравоохранения в Казахстане?
— Первая программа реформирования здравоохранения в нашей стране действовала с 2005 по 2010 год. Вторая программа, Саламатты Казахстан, работала с 2011 по 2015. В этом году началась третья программа, Денсаулык, рассчитанная на срок с 2016 по 2020. Каждая из них является продолжением предыдущей. Реформы — это процесс, и мы уже давно в нем.
— В мире нет двух совершенно одинаковых систем здравоохранения. В этом смысле каждая страна индивидуальна. И все же вы выбирали для себя какие-то примеры?
— Мы широко изучали опыт разных стран. Сначала мы планировали развивать бюджетное здравоохранение и рассматривали модели Великобритании, Австралии, а также некоторых стран Восточной Европы. Сейчас мы переходим на страховое здравоохранение и ориентируемся на классическую немецкую модель. Она хорошо отработана и приемлема для нас по многим показателям. Изучаем опыт Литвы, котороя в свое время перешла от советской системы здравоохранения к страховой модели и ориентировалась на ту же Германию. По ряду аспектов смотрим систему здравоохранения Японии. Например, там недавно перешли к медицинскому страхованию пожилых людей в отдельном фонде. Для нас Япония — это будущее. Мы внимательно изучали систему Норвегии. Она, конечно, отличается от немецкой, но элементы децентрализации, которые в ней присутствуют, были нам очень интересны.
Мы не стесняемся учиться у других стран. Когда вводили оплату клинических случаев по клинико-затратным группам, изучали опыт Австралии и Швейцарии. Создавая в 2011 году Республиканский центр развития здравоохранения — ключевое учреждение для проведения реформ, — опирались на опыт Норвегии. Конечно, мы следим и за тем, что происходит в России. Ведь обе наши страны стали членами Евроазиатского экономического союза. В едином экономическом пространстве неизбежно возникают элементы конкуренции систем здравоохранения. Так что мы должны держать руку на пульсе.
— За десятилетие реформ вы немало продвинулись. Получается, что вам удалось реализовать многое из того, что в России осталось на уровне разговоров. Например, в свое время у нас широко обсуждали введение института врачей общей практики…
— У нас вокруг этого тоже было немало споров. Но мы сочли институт ВОПов — врачей общей практики — полезным и сделали на него ставку. Во-первых, в удаленных поселках, в сельской местности им просто нет альтернативы. Во-вторых, очень важно, что врач общей практики работает с семьей как с единицей. Если в ней есть медицинские проблемы, ими занимается один человек. Кроме того, имея дело с семьей, легче вести профилактическую работу. Сейчас в Казахстане уже более 40 процентов участков на амбулаторно-поликлиническом уровне обслуживаются ВОПами.
— Как вы смогли убедить врачей в необходимости ВОПов?
— Мы стали создавать им условия для работы. Сейчас в Казахстане быть участковым терапевтом невыгодно. У него на участке норматив 2000 человек, а у врача общей практики — 1500. Участковый врач работает с одной медсестрой, а у ВОПов по две медсестры. Кое-где, если есть возможность, даже три. Одна занимается лечебной работой, другая профилактикой: работой с пожилыми, прививками, скринингами… Правда, для этого нам пришлось полностью пересмотреть подготовку среднего медицинского персонала. Мы заключили с Финляндией соглашение о сотрудничестве и внедряем в медицинских колледжах финскую систему обучения, предполагающую более высокую степень автономии медсестер при принятии решений по диагностике и лечению. На базе пяти наиболее сильных медицинских колледжей мы создали институты, которые станут в Казахстане головными учреждениями в этой сфере и будут готовить бакалавров медицинского дела. Мы также изменили систему преподавания в медвузах. Сейчас у нас нет педиатрических и лечебных факультетов: молодые люди поступают на общемедицинский факультет, где учатся пять лет. После этого следует два года интернатуры, где идет первое крупное разделение по специальностям. А потом уже резидентура — до четырех лет в зависимости от специальности.
Система ВОП на селе была бы невозможна без информатизации, которая сейчас в Казахстане доходит до низового уровня. Это и информация, и отчетность, и учетная политика, и финансовые вопросы. Врач месяц отработал — нужно заполнить финансовые документы в электронном виде. До пятого числа каждого месяца происходит их верификация: для этого есть экспертная система. Если все нормально, деньги идут и медицинское учреждение получает возмещение. Чтобы осуществить все это, мы проводили обучение большого количества врачей каскадным методом.
— Правда ли, что в Казахстане на сайтах больниц можно получить информацию о свободных койках?
— Это так. У нас введена единая система порталов. Сегодня больница, выписав 10 пациентов, выставляет на портале 10 свободных мест. Пациент вместе со своим врачом выбирает конкретную клинику, где есть свободные койки. Если мест нет, он занимает очередь в листе ожидания. А если хочет получить помощь немедленно, идет в тот стационар, где есть места. Существуют, конечно, сложные случаи, когда нужна предварительная консультация с клиникой о возможности лечения. Это тоже можно сделать.
— Такая же возможность есть у пациентов в системе здравоохранения Сингапура, открытость которого приводят в пример. Это помогает сократить коррупцию?
— Мы рассматриваем такой подход как одну из важных мер. Эта система работает у нас уже четвертый год. Какие еще результаты информатизации? У каждого жителя Казахстана есть свой идентификационный номер. Сегодня у нас нет внутренних паспортов, как в России. Вместо этого есть ID: электронные карточки, где в чип вставлены все необходимые данные. И если, скажем, я живу в одной области, но по какой-то причине оказался в другой местности, по ID легко можно определить, не только кто я такой, но и какая мне нужна медицинская помощь. Сейчас стоит вопрос о том, что, где бы ни жил человек, он мог бы получить медицинскую помощь в любом учреждении Казахстана, и она была бы возмещена. На сегодняшний день система возмещения затрат из единого центра уже отработана со стационарами. Больницы выставляют счета на оплату, и деньги идут централизованно из единого фонда. Со следующего года такая же централизованная система заработает в амбулаторно-поликлиническом звене.
— Многие годы в России обсуждается вопрос бесплатного обеспечения лекарствами амбулаторных больных. В Казахстане его уже ввели?
— Раньше, 10-15 лет назад, люди шли в поликлинику, чтобы получить направление в стационар, где лекарства были бесплатные. Потом мы изменили приоритеты. Сегодня у нас более половины бесплатного лекарственного обеспечения реализуется на амбулаторном уровне. В стационарах — примерно 45 процентов. Амбулаторным больным мы гарантируем обеспечение лекарствами 49 нозологий: это более 400 видов лекарств. Планируем расширять этот список. Наша задача — удержать на амбулаторном уровне как можно больше пациентов, не доводя их до стадии болезни, когда им будет необходима дорогостоящая стационарная помощь. Это дает существенную экономию затрат в рамках системы здравоохранения. Еще один стимул для пациента лечиться на амбулаторном уровне — хорошие условия в поликлинике, удобные способы записи к врачу. Важное удобство — автоматизированная система отпуска бесплатных лекарств. Врач выписывает рецепт, а в аптеке уже знают, что больной придет за лекарством. Человек получит его бесплатно, потому что стоимость препарата аптеке возместят. При этом возмещают не любое лекарство, а только в рамках единого национального формуляра. Сейчас в Казахстане зарегистрировано более 7000 лекарственных средств, а в формуляр введено только 644 международных непатентованных наименования препаратов с доказанной эффективностью: так называемых evidence based. Никто — ни госзакуп (у нас есть единый дистрибьютор на национальном уровне), ни стационары, приобретающие лекарства самостоятельно, — не имеют права закупать лекарства вне этого списка за бюджетные деньги.
— Откуда берете данные по доказанной эффективности препаратов?
— Мы заключили договор о сотрудничестве с британским NICE — одним из самых авторитетных учреждений такого рода в мире. Его оценки берем за основу. Не скажу, что мы их купили. Смогли договориться. Конечно, вокруг единого формулярного списка постоянно идет борьба. Фармацевтические компании хотят протащить торговые наименования. Но мы в клинических протоколах и стандартах используем только международные непатентованные названия препаратов. Выписывая препарат за бюджетные средства, врач должен руководствоваться клиническим протоколом и формуляром. Эти два документа четко определяют границы его возможностей.
— Клинические протоколы существуют для всех нозологий? В России их пытаются создать лет 20…
— Эта работа идет у нас четвертый год. Больше половины уже сделано. В 2012 году, когда мы начали, у нас было около 40 клинических протоколов. В 2013 эта цифра дошла до 200. В прошлом году было около 400. Думаю, к 2018 году мы охватим клиническими протоколами основную массу заболеваний и состояний. Работа, конечно, продолжится и после этого: клинические протоколы нужно постоянно пересматривать. У нас создана объединенная Национальная комиссия по качеству. Ее задача — утвердить клинические протоколы.
— Кто входит в эту комиссию?
— Главные специалисты, представители медицинских профессиональных ассоциаций, государственных и частных медицинских организаций. Ученые входят, конечно. Заседания проходят дважды в месяц — на этапе обсуждения комиссия работает в селекторном режиме. Когда клинический протокол утвержден, он размещается на сайте. Я член этой комиссии. На последнем заседании, например, мы рассматривали протоколы по акушерству и гинекологии. В разработке этих документов обязательно принимают участие профессиональные ассоциации. Если разработчиком выступает академическое учреждение — скажем, какой-то университет — рецензентом будет профильная ассоциация. Обязательно учитывается конфликт интересов. Если протокол написали в Актюбинске, то на рецензию его отдадут куда-нибудь в Семипалатинск.
— В 2018 году в Казахстане вводится система обязательного медицинского страхования. В России ОМС существует еще с 90-х годов прошлого века. Но, по мнению некоторых экспертов, система так и не смогла заработать. Вы учитывали опыт нашей страны?
— Конечно. Планируя введение обязательного медицинского страхования, мы отработали структуру, необходимую для его реализации. У нас есть единая национальная система здравоохранения. Существует единый плательщик — система комитетов оплаты медуслуг. Они знают, как определять и возмещать затраты. Это предтеча будущего фонда обязательного медицинского страхования. Мы изменили юридическую форму учреждений здравоохранения, дав им больше автономии. 99 процентов больниц и амбулаторных организаций сегодня являются предприятиями на правах хозяйственного ведения. Учим врачей системе менеджмента — университеты, академии бизнеса сегодня создают магистерские программы Master of Public Health, Master of Health Administration. Для расчета тарифов у нас введена система клинико-затратных групп. Если, например, аппендицит относится к определенной клинико-затратной группе, то по ней и возмещается — по всей стране по единому тарифу. В общем, стараемся действовать системно: образование, исследование, организация, управление, экономика и законодательство. Когда преобразования идут системно, то постепенно все получается.
— Насколько сложно было ввести систему клинико-затратных групп?
— Непросто. Необходимо составлять группы заболеваний исходя из особенностей конкретной системы здравоохранения. Если просто скопировать швейцарскую или немецкую модель, они не будут работать. В первый год мы трижды пересматривали нашу систему клинико-затратных групп, дополняя ее, исправляя ошибки и промахи. На втором году вносили изменения дважды. Сейчас мы вносим коррективы раз в год, и она стабильно работает. В результате областные клиники, например, сейчас не оперируют аппендицит: это слишком простая операция, им это невыгодно. Пациента с аппендицитом направят в районную больницу. Значит, потенциал учреждений здравоохранения используется более оптимально.
— В России немало критиковали роль страховых компаний в системе ОМС. В Казахстане в обязательном медицинском страховании будут задействованы частные страховые организации?
— Никаких страховых компаний не будет. Конечно, они предлагали свои услуги, но мы отсекли их на этапе обсуждения. У нас будет единый государственный некоммерческий фонд. Его задачи — сбор средств, отчисление, закуп и оплата услуг медицинских организаций в объемах и условиях, предусмотренных договором. Фонд будет иметь филиалы в областях. У него будет четыре категории плательщиков: государство (взносы за экономически неактивное население), работодатели (взносы за работников), наемные работники(платят за себя) и самозанятые граждане.
— Сколько процентов от дохода будут платить те и другие?
— С 2017 года работодатели начнут платить в фонд ОМС два процента от зарплаты. К 2020 году эта цифра дойдет до пяти. Наемные работники начнут платить в 2019 году один процент от своего дохода. В 2020 году они станут платить два процента. Эта цифра не увеличится до 2025 года. Таким образом, от работодателей и наемных работников к 2020 году в фонд ОМС будет поступать 7 процентов. Самозанятые граждане в 2017 году начнут платить в фонд ОМС два процента от своего дохода. К 2020 году эта цифра вырастет до семи. В итоге работодатели и наемные работники в сумме будут платить семь процентов от дохода. Столько же заплатят самозанятые граждане. Государство будет вносить 7 процентов от средней зарплаты в стране за экономически неактивное население — это 15 групп населения: дети, пенсионеры и тому подобное.
— Семь процентов от ВВП на здравоохранение — минимальный норматив, рекомендуемый ВОЗ. Вы исходили из этой цифры?
— Именно так. Но многие страны платит и больше. Например, в той же Германии расходы на здравоохранение составляют 15 процентов. Половину платит работник, половину работодатель.
— Установив соплатежи работников, вы получите более требовательных пациентов. Теперь никто не скажет им, что их лечат даром…
— Мы понимаем, что вопрос качества будет одним из самых важных. Вот почему была создана объединенная Национальная комиссия по качеству. Еще нам нужны сильные профессиональные ассоциации врачей, которые могли бы отвечать за качество подготовки специалистов. Для этого мы создали Республиканскую медицинскую палату Казахстана. Не скрою, тут мы берем пример с Германии и Японии, где существуют авторитетные медицинские ассоциации.
— Получается, что государство снимает с себя в системе ОМС многие функции? Будет только платить за неработающих граждан?
— На нем останутся еще обязательства по капитальному строительству, медицинским исследованиям и образованию. Со временем в тариф ОМС будет включаться и амортизация оборудования. Конечно, сейчас в Казахстане хорошо развивается лизинг медицинской техники. Существует единая государственная организация Казмедтех: она проводит экспертизу техники и закупает оборудование для больниц, которые затем в течение пяти лет выплачивают его стоимость. Но если в тариф будет включена амортизация, клиники смогут самостоятельно развивать новые технологии.
— Значит, с ОМС в Казахстане все получится? Собираетесь провести международную экспертизу его внедрения?
— Рассчитываем на это. Когда в 2015 году закончилась наша программа «Саламатты Казахастан», независимые эксперты Всемирного банка и ВОЗ по отдельности провели ее оценку. Для нас очень важно было, как они оценивали нашу работу, а не мы сами. В теории мы подготовились к введению ОМС. Конечно, могут возникнуть какие-то неожиданные проблемы. Но, думаю, при наличии системного подхода их можно будет решить.
Да, только медицины там в результате реформ нет практически никакой
Да, стало интересно, полезла читать отзывы граждан.
Недовольных много.
Вот тут в комментариях очень живо обсуждается тема введения немецкой страховой модели:
http://www.nv.kz/2015/10/29/95933/comment-page-1/
С качеством и доступностью помощи у них, похоже, тоже не так, как в Германии:
жалоба свежая. Больше смахивает на РФ, я жила и лечилась в Германии ) Так такое представить трудно )
http://zhalobi.kz/zdorov…/10748-medicina-v-kazahstane.html
Как в Казахстане поставлена профилактика неинфекционных заболеваний?
Введены скрининговые программы по БСК, онкологии, сахарному диабету. Реализуются Дорожные карты по заболеваниям с наибольшей смертностью.
Профилактика НИЗ имеет большое значение,она имеет многолетнюю историю, но всегда была малоэффективной затраты не оправдывались и тд. в последние 10 лет стали активно проводить скрининги рисковых групп на еления и отдельных нозологии. В настоящее время ведется скрининг по 10 заболеваниям из них 6 онко патология различной локализации. В 7 областях Казахстана мы начали программу управления заболеваниям. ВЗЯТЫ 3 нозологии: АГ, Сахарный диабет и хроническая сердечная недостаточность.пргоамма реализуется на уровне ПМСП.
Максут, удачи, начало не плохое…
Программа выглядит очень логично. Как жаль что у нас это невозможно. Вам здоровья и удачи в реализации.
Программы и у нас есть хорошие, только никто их не будет реализовывать
Системный подход и отсечение нахлебников фонда!
Оказывается, «семерых с ложкой » можно отсечь ! На фазе обсуждения ! Соприкоснуться со здравомыслием — уже приятно.)
Вот не боятся соседи назначать ИДЕОЛОГА РЕФОРМ здравоохранения. Конкретное лицо, отвечающее за конкретную задачу. А кто у нас идеолог вы знаете? То то…., непонятно кто то. Это раз. Во-вторых, реформа, а не пресловутая оптимизация. Разница между этими понятиями огромная.
не просто системно а концептуально..Концепция российских реформ- заполучить бюджетные деньги и ничего личного…Может быть Казахстану удастся пройти путь без мошенников- бездельников…
Действительно здравый подход, если что-то может быть сделано на уровне амбулатории или ЦРБ, оно и должно быть сделано там.
Всё понятно и гражданам и медикам. По такому пути прошли и прибалтийские республики. Ключевые вопросы — одна(2-3 не более) страховые компании, врачи общей практики, получающие напрямую деньги (без главврачей и других нахлебников). Ещё (увы без этого не обойтись) сокращение числа больниц. Масса отсталых больниц должна быть закрыта. Очень хорошо, что есть конкретный человек, отвечающий за реформу.
Точнее, есть конкретный мозговой центр — Республиканский центр развития здравоохранения, основателем и первым руководителем которого (до нынешнего года) был Кульжанов. Такой подход мне тоже очень импонирует.
Неужели слушают профессионалов? Необычно!
И обратите внимание коллеги на немаловажную деталь. В Казахстане реформой здравоохранения занимается Национальная медицинская палата, тогда как Министерство здравоохранения занимается текущими делами, что вообщем то и правильно. Вот так сюрпрайз…) А наш министр занимается всем и вся, с предсказуемыми последствиями.
А ведь у них действительно может получиться что-то хорошее.
То , что говорит Максут К. — все логично . Желаю , чтобы все получилось . Может быть нам придется у РК учиться ! А почему бы и нет ?
Известна ли судьба организаторов современной биотех в РК — Ерлана Раманкулова и Талжанова?
Дорогие коллеги. Можно пожелать казахстанцам только удачи и заслуженного успеха. Они молодцы. Обратите внимание на программные документы — все четко, на одну цель всего 2-3-максимум 4 задачи, без «воды». А система власти построена так, что не приходится сомневаться, что всё будет выполнено.Пожелаем им удачи.
Как пишутся наши программы вы знаете. 7% ВВП нам не грозят — наступили годы выживания. Лозунги о необходимости эффективности в системе здравоохранения — только дань моде.
Считаю, что пока реальная реформа нам не грозит. Лица её «осуществляющие», уже не первый год, ставят совершенно другие цели и не как не улучшение состояния здоровья населения страны. Ни собственно пациент, ни врач их не волнует. Они продолжают «надувать» систему ОМС и «прессовать» бумагами врачей.
Всем желающим предлагаю ознакомиться с материалами — предложениями выработанными рабочей комиссией по реформе системы здравоохранения партии СР в ГД ФС РФ в 2015 году, от которых в Минздраве РФ просто отмахнулись.Материалы по адресу: http://m/vk/com/dok.zuu59 в разделе «Группы» (Реформа системы здравоохранения) в «Подробной информации». Всего 13 ссылок по разделам, в виде тезисов изложены предложения по реформе системы здравоохранения. Попутно можно посмотреть «Интересные страницы» (Наставничество и В помощь главному врачу).
Куда идти нам сейчас? Наверное остаётся только одно — организовываться в активно работающие профессиональные Ассоциации (особенно организаторов здравоохранения, включая ГЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ ЛПУ). Учитывая тот факт, что статус главного врача низведен ниже некуда, необходимо их объединение в «клубы», «союзы» или даже отдельные ассоциации в каждом регионе страны.
Прошу Вас ознакомиться с тезисами и высказать своё мнение о предлагаемых реформах.
Спасибо.С надеждой на лучшее и у нас. Юрий Юрьевич.
Существуют ли в Казахстане рейтинги лечебных учреждений или врачей?
рейтинги существуют, отдельно оценивают АПУ, стационары, детские отдельно. Ведет этот рейтинг республиканский центр развития здравоохранения.
Во первых. Страховая система,да же хваленая германская не обеспечивает полного финансового порытия потребностей медицины, и для наполнения необходимого финансового мешка требует подключения государственных и иных источников,очень усложняющих систему и ведущую ее к большей бюрократизации. К тому же уровня германских зарплат мы не достигним никогда, в силу географических,экономических и ментальных особенностей.В этом мы очень схожи.И даже наши апологеты страховых игр пришли к выводу о нобходимости государственно- бюджетного финансирования, которое даже в условиях экономического кризиса сможетхоть хоть и не в полной мере,но стабильно производмть финансировние.К тому же он будет избавлен от страховой бюрократии.
Во вторых. Как я понял из Вашего краткого сообщения,Вы не собираетесь отказываться от старой бюрократической системы власти,а это лишние расходы, лишний административный контоль,макросоциальный невроз,возростание бюрократической массы по закону безответственности системы.Время настоятельно требует переода на систему самоуправления и саморегулирования,что подтверждается работами авторов системы»КОБ и ДОТУ».
Таперь несколько вопросов.
1.По чьей инициативе и чьей власти был создан центр развития? Сколько в нем членов? На какие средства содержитесь и трудитесь?
2.Что из себя представляют клинико-затратные группы? Чем отличаются они от российских КСГ и МЭСов?
3.Как Максут смотришь на российскую бюрократическую суету по контролю качества, штрафов,страховых посредников.
республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ) создан постановлением Правительства и инициирован министром. в штате около 300 сотрудников. РЦРЗ это предприятие на праве хозяйственного ведения и зарабатывает выполняя задания минздрава, областей,гранты и др. По клинико-затратным группам, включено около 600 групп заболеваний, и процедур. взято за основу МКБ 10 и МКБ 9. каждая группа имеет свою цену. Значительно облегчает администрирование. внедрение КЗГ влечет за собой целый ряд организационных и финансово экономических изменении в системе здравоохранения.
По РФ у меня информации немного, но у вас сильные научные организации и ВУЗы и можно ожидать их серъезного влияния на ситуацию
Каковы позиции гомеопатии в Казахстане и как вы лично оцениваете этот метод лечения?
гомеопатия существует, в аптеках продаются гомеопатические препараты. но последователей мне кажется немного. Доказательную базу гомеопатии я не знаю. Больше верю в классическую медицину. и немного в народную.
Почему бюджетная модель здравоохранения является более привлекательной для государства, отрасли и населения?
1. Повышается ответственность государства за охрану здоровья, поскольку государство наряду с гражданами заинтересовано напрямую и всесторонне в увеличении числа здоровых лиц
2. 2Бюджетная модель более экономная по сравнению с медицинским страхованием: как показывают результаты международных сравнений, при меньших затратах получаются лучшие результаты.
3. Появляется возможность выбора и реализации национальных приоритетов и финансового маневра.
4. Заинтересованность всех сторон, чтобы вылечить, а не лечить, противодействие бизнесу на болезнях.
5. Вместо медицинского бизнеса с его прибыльными интересами и перекосами появляется возможность балансировки интересов всех сторон, включая пациентов
6. Не нужно менять Конституцию РФ и формы собственности ЛПУ
7. Появляется возможность контроля за расходованием государственных средств, за доступностью и качеством медицинской помощи.
8. Появляется мощное препятствие к преобразованию не эффективного социального медицинского страхования в рыночную модель, которая в определенной степени существует только в США, Швейцарии и к которой приближаются в Нидерландах
9. Происходит полный отказ от чисто рыночной терминологии (медицинская услуга, гонорар за услугу, деньги следуют за пациентом и т.д.) с заменой ее на оказание медицинской помощи..
Юрий Михайлович с вами согласен во многом. Главное чтобы ОМС не превратился в бизнес систему с извлечение доходов и прибылей.И чтобы в центре модели стоял человек а не фонд ОМС.
по первому вашему замечанию , в нашем случае государство несет ответственность за экономически неактивное население, а это почти две трети населения и заинтересовано в улучшении их здоровья.
по второму вопросу , да исследования показывают более низкую стоимость бюджетной модели, однако эффективность повыше в системе ОМС.
а остальные вопросы или проблемы могут решаться и в той и другой системе. от некоторых терминов можно отказаться, например гонорар за услугу
Уважаемый Максут. Что бы в центре реформироввния стоял человек,необходимо что бы он владел финансами,хотя бы на уровне минимальной солидарной группы (в моей концепции это медицинскообразовательная община),а распоряжается общинный врач,семейный врач или врач ВП,все одно как он будет называться.Суть одна- он будет осуществлять финансовый контроль в отношениях лчащий врач- община ну и соответственно решать вопросы потребности в высококвалифицированной помощи. Эта система сразу решает вопросы общественного контроля, ответственности и самое главное нечнут разрешаться системы отчуждения от здоровья и отчуждения между врачом и пациентом. Другого выхода из этой замкнутой антиномной системы не вижу.Декларативные административнобюрократические потуги,направленные на преодоление системы,за которыми я наблюдаю с начала своей врачебной деятельности. проблемы не смогли решить а еще более усугубили особенно на уровне врач пациент.
И еще Максут я так и не понял как сформированны МЗГ. По затратному принципу? Или как то иначе? Объясни пожалуйста поподробнее.С уважением Виктор.
Да,прртоколы аховые,с грубыми ошибками,пишут,видимо стажеры,или менеджеры нижнего звена. Тем не менее- все граждане учтены по Иин в РПН по месту прикрепления к любой(по желанию пациента поликлинике). Действуе реально Портал бюро госпитализации в соответствии с Листами ожидания и РПН. Удобно для больных,все в электронном виде,меньше лазеек для коррупционеров. Больные поступают в стационар уже с миним обследованиями. Коррупция больше в сфере лицензирования и аттестации. Вот там беда прямо)))
Приветствую всех горячо,
жаль что пишу поздно, но, как говориться — лучше поздно…
Сам не врач, обыватель, к медицине имею отношение как гражданин Казахстана, а так же супруг врача, который ушел из гос. медицины. Последние 2 года имел возможность воспользоваться услугами казахстанской медицины были две мелкие операции на ухе в челюстно-лицевой хирургии Алматы и на, прошу прощения, даже неудобно писать, другом отверстии, в городской больнице №12.
Начал читать статью, красиво написано, но так и не дочитал, все эти проекты так далеки от моего понимания, я могу охарактеризовать нашу казахстанскую медицину последних — 15 лет как полная Ж… с большой кириллической пока буквы. И супруга моя ушла из бюджетной медицины потому что зарплаты никакие, кто работает в бюджете либо ворует, либо пилит бюджет, все. Потому что на такие ЗП прожить невозможно. Обслуживание никакое, примерно как в Зоополисе с ленивцами, все просят взятки, без взятки к тебе врач не то что врач отделения, лечащий врач не подойдет, не спросит как дела у больного.
Вот такие заслуги многолетних реформ, все болтовня и показуха как и прочие заслуги суверенного Зимбабве. Сложно ожидать чуда от продолжения тех реформ которые оказывается у нас планово проходят с 2005 года, на бумаге видимо заметно, на деле все с точностью наоборот. Если сравнивать с совковой системой похоже на то что как обычно в последнее время цель реформ подтвердить очередную независимость государства от ее граждан.
И от статьи этой меня мягко говоря поташнивает… пойду подышу свежим воздухом.
Да, забыл добавить.
В прошлом году к нам приезжала гостья из России, хорошая знакомая моего брата, из Новосибирска. Не повело начал двигаться камень в почках, попала в нашу Алматинскую скорую, потом в урологию. Излишков средств не было, пролечили стандартно, без частных палат и прочего, в общем все по чесноку. Бедная Таня после выписки добрыми словами вспоминала российский минздрав и так и не оправившись от шока улетела домой.
Вы бы лучше спросили Максута, сам то он бюджетной медициной казахстанской пользовался? А какие зарплаты у врачей он знает?
Я супруге сказал в свое время, она после окончания мединститута поработала в приемном покое БСМП Алматы, примерно годик на ЗП 35 000 тг., примерно 7000 рр. (2006 год) чем вымогать взятки в бюджете, иди в частную медицину, может быть заработаешь меньше взяточников, но свои честно заработанные за которые совесть не будет мучать.