Счастье творчества — не пустой звук: на каждое наше открытие или догадку мозг отзывается всплеском альфа-ритмов, связанных с ощущением радости

На фото: Изобретатель терменвокса Лев Термен — человек,одинаково одаренный и в области физики, и в области музыки. Источник: https://thevision.com/

Статья опубликована в журнале «Итоги» 29.09.2008

Участники 14-го Всемирного конгресса по психофизиологии Olympics of the Brain, прошедшего в Санкт-Петербурге, недаром вспоминали недавно ушедшую из жизни Наталью Бехтереву. Научный руководитель Института мозга человека РАН, входившая в оргкомитет конгресса, должна была принимать в нем активное участие. Не получилось — подготовленную ею Почетную лекцию раздали в виде памятной книжечки. Впрочем, стиль выступлений на одном из симпозиумов, посвященном новым направлениям в исследованиях креативного мышления, где ей предстояло бы председательствовать, все равно был праздничным. Настроение подсказывал сам предмет исследования. Ведь речь шла о способах измерить радость творчества.

Природа креативности

Нет сомнений, что ученые поставили перед собой непростую задачу. «Появление новой оригинальной идеи — это сложный процесс, — говорит австриец Андреас Финк, исследователь Института психологии (университет Граца). — Вообще-то креативность трудно отделить от других элементов мышления. Сначала вы должны просто сконцентрироваться. На этой стадии идея еще не появилась, значит, креативности пока нет. Затем ваш мозг начинает продуцировать мысли. Но тут же вы сами и оцениваете, насколько они приемлемы, оригинальны, реализуемы и так далее, то есть включаете когнитивное мышление. И тут креативности уже нет». В поле зрения исследователей попадает лишь единственный момент, безусловно связанный с творчеством: мгновенная вспышка озарения, догадка, заставляющая нас воскликнуть: «Эврика!»

«Остановить» мгновенье творчества для эксперимента тоже непросто. Представим: человек сидит в лаборатории, опутанный проводами, обклеенный датчиками, — тут не до «эврики». Чтобы настроить его на нужный лад, исследователи изобретают специальные методики. Кто-то предлагает придумать необычный конец знакомой пословице, кто-то зовет помечтать и вообразить дерево, вырастающее до неба, кто-то просит испытуемых нарисовать что-то оригинальное с помощью простых геометрических фигурок или составить рассказ из определенных слов… Общее у всех одно: каждый раз, справившись с творческой задачей, мозг человека сигнализирует о том, что она выполнена, потоком электрической активности с частотой приблизительно в 8-13 герц в зоне так называемых альфа-ритмов. Специалисты расшифровывают самое общее значение этого ритма так: «Я рад». «Мы проводили разные тесты, — рассказывает Ольга Базанова, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН. — Вот человек сидит с закрытыми глазами. Он слушает задание, напрягает внимание — в этот момент альфа-ритм исчез. Как только он понимает, что решил задачу, или даже просто бросил ее решать, а значит, тоже перестал «напрягаться», альфа-ритм растет. Этот ритм всегда связан с чувством освобождения: «Ура, нашел!» — или наоборот: «А, плевать!» Например, испытуемый выполняет арифметический тест и отнимает от ста по семь. Всплеск альфа-ритма можно найти и на цифре 93, и на 86, и так далее. Если следить за всплесками, можно показать испытуемому маленький фокус — угадать, до какой цифры он досчитал».

Наличие альфа-ритмов способно указать на истинное творчество и отделить его от ложного. Ольга Базанова сравнивала по этому показателю высокопрофессиональных музыкантов, исполнителей среднего уровня и непрофессионалов — у людей одаренных электроэнцефалограмма показывала рост альфа-ритма в индивидуальном диапазоне во время исполнения музыки. А вот у непрофессионалов и музыкантов средней руки амплитуда альфа-ритмов, наоборот, снижалась. По этим ритмам сибирские ученые даже научились определять степень потенциальной творческой реализации человека. «Есть люди с «высокочастотными» альфа-ритмами — не в восемь герц, а ближе к двенадцати, — и те, у кого частота этих ритмов пониже, ближе к восьми, — рассказывает Ольга Базанова. — «Высокочастотные» — по жизни отличники. Из них счастливее те, чей мозг обладает большим диапазоном частот. Они способны быстро настроиться на альфа-ритм». А вот высокочастотные отличники, при этом обладающие небольшим диапазоном частот, часто сами себе создают проблемы. Им труднее настроиться на нужный альфа-ритм, и они очень тревожны, поэтому старательны и надежны. Но им не позавидуешь, ведь ими легко манипулировать. Впрочем, с помощью специальных упражнений это качество можно изменить. Ширину диапазона ритмов, как говорят специалисты, вполне возможно развить.

А вот «высокочастотность» воспитывается с возрастом. «У детей частота альфа-ритмов ниже — всего три-пять герц», — говорит Ольга Базанова. К старости частота альфа-ритма снижается, однако с помощью несложных упражнений ее можно сохранить и даже восстановить. Кстати, сибирские ученые провели сравнение по этому показателю у мужчин и женщин на трех тысячах испытуемых. Результаты оказались поразительными. Выяснилось, например, что у женщин качества альфа-ритма напрямую зависят от гормонального цикла. На его пике, когда организм готов принять ребенка, растут ширина диапазона альфа-ритма и его высокочастотность. Однако как только цикл идет на спад, женщина слегка «глупеет» — ширина диапазона альфа-ритма и его высокочастотность падают.

Как считают исследователи, многие параметры креативности, связанные с альфа-ритмами, можно не только натренировать, но и искусственно усилить — например, с помощью приятных переживаний. Родителям двоечников можно взять на вооружение неожиданные подарки, просмотр карикатур и смешных мультфильмов, просто осознание успеха в выполнении важной и сложной задачи. Однако оригинальность мышления, к сожалению, нельзя «натаскать» — она не меняется ни с гормональным циклом, ни с возрастом. «Она или есть, или ее нет, — говорит Ольга Базанова. — Это генетически наследуемая часть».

Благодаря новым методам ученые получили возможность узнать, как зависит успешность работы мозга от его генетики. Прежде всего от его структуры — например, от состава молекул в тканях. Рекс Янг, ведущий исследователь американской исследовательской организации Mind Research Network, уже больше десяти лет занимается этой проблемой. Когда в ход пошли позитронно-эмиссионные томографы, он был одним из первых, кто решил с помощью подобного оборудования погрузиться в тайны живого мозга. «Мы давали испытуемому сахар, обладающий слабой радиоактивностью, и предлагали творческие задачи, — рассказывает Янг. — Во время работы глюкоза поступала прежде всего в те области мозга, которые подвергались повышенным нагрузкам. Так с помощью специального оборудования, фиксирующего радиоактивные метки, мы могли узнать, какие зоны больше всего задействованы в творческом мышлении. Знаете, мы осознали парадоксальный факт — хорошо работающий мозг вовсе не обязательно должен упорно трудиться. Если его структура эффективна, то хорошо — не значит много».

На помощь исследователям пришла и магнитно-резонансная спектроскопия. С помощью этого метода можно было виртуальным образом «разобрать» живой работающий мозг на молекулы. Сегодня Рекс Янг уверяет: мозг человека, склонного к креативному мышлению, можно опознать по характерным структурным признакам. У творческих личностей в передней части поясной извилины мозга понижено содержание одной из распространенных аминокислот, н-ацетиласпартата, передние височные доли утолщены, а вот мозолистое тело мозга, наоборот, несколько уменьшено.

Творчество и жизнь

Как использовать на практике эти знания? Конечно, никто не будет с помощью анатомических обмеров искать среди обычных людей гениев. Но вот по-настоящему эффективное обучение, судя по всему, может стать другим. «Существуют оптимальные комбинации состава тканей мозга и активации некоторых его участков, определяющие склонность человека к креативности, — говорит Рекс Янг. — Получается, что одни и те же творческие задачи с легкостью даются одним индивидам и почти недоступны для других. Это истина, к которой уже давно интуитивно пришли школьные учителя. Теперь можно будет узнать сильные и слабые стороны анатомии каждого мозга, чтобы «прописать» ему соответствующую порцию индивидуальных упражнений».

Впрочем, у ученых нет сомнений: творчество полезно всем без исключения, независимо от структуры мозга. Доказательству этого факта посвятила последние годы своей жизни Наталья Бехтерева. «Наталья Петровна разработала специальную систему тестов, в которой не было места всегда спорным оценкам результативности творчества, — рассказывает сотрудница группы по изучению нейрофизиологии мышления, творчества и сознания Института мозга человека РАН Жанна Нагорнова. — Ее интересовало прежде всего креативное усилие само по себе, независимо от того, кто его совершает — художник, равный по степени гениальности Леонардо да Винчи, или рабочий, который придумал по-новому прикрутить гайку». Как считала знаменитый исследователь, в жизни каждого «обычного» человека могут быть моменты озарения, благодаря которым «копилка человеческого знания наполняется золотом».

Основой такого подхода стало исследование феномена детекции ошибок, открытого Натальей Бехтеревой в 1968 году. Тогда, в 60-х, пациентам при серьезных операциях на головном мозге вживляли электроды, чтобы следить за их состоянием. Однажды, проводя обычное тестирование, исследователь заметила изменение электрической активности в подкорковых отделах головного мозга, которое повторялось при ошибочном выполнении теста. Наталья Бехтерева назвала это явление «детектором ошибок». Позже она показала, что «детектор ошибок» появлялся даже тогда, когда пациент не осознавал, что он неправильно выполнил тест. Постепенно стало ясно, что так был обнаружен механизм адаптации к условиям среды — с его помощью деятельность мозга постоянно оптимизируется, создаются стереотипы поведения.

Однако для любого человека наступает момент, когда, по словам Натальи Бехтеревой, он вынужден перейти «от расслабленного и комфортного состояния, связанного со стереотипами, к радости творчества». Потребность в этом возникает всякий раз, когда нужно придумать что-то новое, оригинальное. В этом случае нейронные связи, уже существующие в мозгу, активируются, а также формируются новые. Как выяснилось, при этом задействуется множество разнообразных участков головного мозга. «Это области, имеющие непосредственное отношение к различным аспектам памяти, поведения, речи, пространственной и временной ориентации, особенностей личности, интуиции и предвидения, уверенности, соматосенсорной и визуальной интеграции, вестибулярных функций и функций высшей нервной деятельности», — отмечала Наталья Бехтерева в Почетной лекции, которую она написала к открытию Конгресса по психофизиологии, но уже не успела прочесть. Стоит ли удивляться, что знаменитый нейрофизиолог отводила такую важную роль творчеству в жизни человека? Она считала, что креативная сверхзадача способна даже омолодить наш организм — ведь нейронные популяции полифункциональны, и области мозга, активированные при творчестве, регулируют многие другие процессы в организме, вплоть до функций поддержания постоянства его внутренней среды.

Теперь догадки Натальи Бехтеревой предстоит проверить ее коллегам и ученикам. «Нужны серьезные популяционные эксперименты, — говорит директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев. — Сейчас мы вроде бы видим корреляцию: креативные люди действительно живут дольше. Но это еще предстоит доказать. А для таких вещей необходима новая парадигма исследований».

И все же один постулат, впервые высказанный Бехтеревой, по-видимому, уже не нужно доказывать. «Креативность мозга вовсе не мистика! — говорит Андреас Финк. — Это объективное явление, которое можно измерять, изучать, тренировать». Ученые уже почти убедили нас, что это так. Впрочем, феномен творческого озарения не был бы самим собой, если бы не подкидывал нам новые загадки, ждущие своего решения. Взять хотя бы исследование мимических мышц лица во время выполнения творческих заданий, проведенное в Институте нейрологических исследований Макса Планка и в Институте системных нейронаук Медицинской школы Гамбургского университета. Сравнив мимику двух групп испытуемых — тех, кто в конце концов догадался, как сделать задание, и тех, кто его не выполнил, — ученые обнаружили удивительный результат. Сигнал о догадке можно было увидеть на лицах участников эксперимента еще до того, как она была найдена! Подобие удовлетворенной улыбки мелькало у тех, кто пришел к результату, когда параметры работы мозга еще не указывали на это радостным потоком альфа-ритмов. Почему, каким образом? Неужели испытуемые могли предвидеть собственную догадку? Может быть, именно здесь находится дверь в таинственную лабораторию мозга, в которой совершается акт творчества? Как в нее постучать? Исследователь, который найдет ответы на все эти вопросы, уж точно воскликнет: «Эврика!»

Статья опубликована в журнале «Итоги» 29.09.2008

© Алла Астахова.Ru