Владимир Гришин: Готовясь к борьбе с коронавирусом, мы ускоряем процессы, которые должны были планово осуществляться в здравоохранении

26 марта Федеральный фонд обязательного медицинского страхования разослал в регионы письмо с предложением внести изменения в территориальные программы госгарантий. Регионам рекомендовано приостановить проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. Высвободившиеся средства пустят на лечение COVID-19. «В целях оплаты медицинской помощи, оказываемой пациентам с пневмонией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными и инструментальными методами исследования», — говорится в письме, — выделены две клинико-статистические группы, для тяжелых и легких случаев.

Обосновано ли это решение? Всемирная организация здравоохранения признала пандемию нового коронавируса чрезвычайной ситуацией глобального масштаба. Ответственность за борьбу с последствиями чрезвычайной ситуации по российским законам должен взять на себя федеральный бюджет. Об этом я решила поговорить с первым директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования Владимиром Гришиным.




— Владимир Вадимович, допустимо ли такое перераспределение в региональных бюджетах ОМС?

— Думаю, это вынужденное действие федерального фонда. Дополнительных средств Федеральному фонду ОМС на лечение COVID не выделили, поэтому возникло такое решение.

— Денег хватит? В Москве на лечение одного пациента с COVID предусмотрено 200 тысяч рублей. Но регионы не так богаты.

— Расчеты показывают, что здравоохранение в регионах недофинансировано в среднем на 50 процентов. Именно поэтому правительство сейчас было вынуждено выделить регионам 33,4 миллиарда рублей на оборудование больниц и покупку аппаратов ИВЛ. 5,2 миллиарда рублей выделили на покупку машин скорой помощи. Так вышло, что, готовясь к борьбе с коронавирусом, мы ускоряем процессы, которые должны были планово осуществляться в здравоохранении в течение ряда лет.

Почему не выделили денег регионам непосредственно на лечение COVID? Наверное, посчитали, что случаев нового коронавируса в каждом регионе пока единицы. Конечно, затраты на каждый случай диспансеризации небольшие. Например, в 2019 году одно комплексное посещение медучреждения для проведения диспансеризации стоило 1185 рублей. Тариф на лечение коронавируса в двести раз выше. Но диспансеризацию ежегодно проходят миллионы людей. Так что, если случаев коронавируса будет не очень много, перераспределения средств от диспансеризации должно с лихвой хватить.

— А если нас, как некоторые страны, захлестнет девятый вал пиковых значений эпидемии?

— Тогда без подключения федеральных резервов не обойтись.

— Может, сразу использовать для лечения коронавируса федеральные средства? Сейчас это совсем небольшие суммы, но порядка в расходовании денег явно будет больше…

— Я бы предложил простой рецепт. Инфекционные больницы должны содержаться по смете исходя из фактически произведенных затрат. Тогда и лечение пациентов с коронавирусом можно будет оплачивать из федерального бюджета. Все можно сделать быстро — представить расчеты в территориальный фонд, а он обратится в федеральный.

— Не имеет ли смысл поставить на федеральном уровне вопрос о персональных средствах защиты врачей? Сейчас практически во всех регионах средств защиты не хватает. Но если заболеет врач, работа больницы может остановиться… 

— Согласен, это важная проблема.

— Как думаете, почему она не решена на региональном уровне?

— Закупать такие вещи должны медицинские учреждения для врачей и медсестер. Возможна централизованная закупка министерства на местном уровне за счет резервных фондов — такая воможность есть в любом местном бюджете. Ничего здесь сложного нет, тем более, что в регионах отменяются многие массовые мероприятия. И деньги пытаются перераспределить на более неотложные вещи.

Губернаторы могут решить вопрос, исходя из чрезвычайности ситуации. Но, я думаю, они пока не чувствуют, что ситуация чрезвычайная, потому что в регионах мало случаев.

— Возможна ли централизованная закупка средств защиты на федеральном уровне?

— Это делается элементарно — правительство выходит на предприятия, которые не остановили производство. Проводится быстрый анализ калькуляции. В соответствии с законодательством, 5 процентов прибыли можно отставить предприятию и централизованно закупить его продукцию по значительно меньшим ценам, предоставив ему впоследствии льготы. Я считаю, что, если есть комплектующие и мощности, это можно сделать быстро.

Специально для «Алла Астахова.Ru«.




© Алла Астахова.Ru