Не числом, а валентностью
Российский рынок гриппозных вакцин будет развиваться за счет экспорта и перехода на новые препараты
В этом году производители вакцин от гриппа и врачебное сообщество в мире обеспокоены в ожидании эпидемического сезона. Всемирная организация здравоохранения на месяц позже назвала штаммы, которые должны войти в состав гриппозной вакцины нынешнего сезона в северном полушарии. Французская Sanofi объявила, что на 30 дней задержит поставки. Врачи в США встревожены, сообщает NBC: 70 миллионов доз вакцины этой компании, которые должны были поступить в страну, задержатся на несколько недель. Это примерно 40 процентов объема рынка гриппозных вакцин в США; всего в сезон 2019-2020 на американский рынок должно поступить от 162 до 169 миллионов доз (данные СDС). Обеспокоенность медиков понятна. Сроки вакцинации короткие. Нужно успеть привить население с сентября по ноябрь, максимум декабрь.
В России иммунизация стартует и должна пройти без задержек. Несмотря на позднее решение ВОЗ, с проблемой справились. Первый этап поставок гриппозной вакцины в регионы идет полным ходом и должен завершиться к середине сентября, второй начнется в октябре. При этом российский рынок вакцин от гриппа хотя и поменьше, чем в США, но все равно внушительный: в 2018 году объем российского рынка гриппозных вакцин составил 66,24 миллиона доз. В последние годы количество вакцинированных от гриппа выросло у нас в четыре раза. Если посчитать процент вакцинированного населения, то мы и вовсе приблизились к американским показателям. По отчетам Минздрава РФ, в сезон гриппа 2018-2019 прививки получили 49 процентов россиян. В США вакцины поставляются примерно для половины населения.
Особенность российского рынка гриппозных вакцин в том, что он практически целиком опирается на плечи российских производителей. 95 процентов гриппозных вакцин отечественного производства в дозах закупает государство для Национального календаря профилактических прививок (НКПП). Вакцины для календаря поставляет «Национальная иммунологическая компания».
На рынке розницы и госпитальных закупок гриппозных вакцин (без НКПП) позиции зарубежных компаний невысоки. Из восьми гриппозных вакцин, присутствующих на российском рынке, только две иностранного производства. Лидером коммерческого сегмента рынка вакцин против гриппа в 2018 году, по данным IMS Health, стала «НПО Петровакс Фарм». Из 3,44 миллиона доз, которые составляют примерно 5 процентов коммерческого сегмента, доля компании составила 59 процентов — примерно 2 миллиона доз.
В какую сторону пойдет дальнейшее развитие российского рынка гриппозных вакцин? «Есть два пути. Первое направление — инвестиционное, — говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. — Государство может дополнительно вложить деньги в закупку препаратов. Ясно, что в ближайшее время государственные закупки вакцин от гриппа не вырастут в разы». Рост если и будет, то небольшой — к 2022 году количество россиян, вакцинированных от гриппа в рамках НКПП, обещают довести до 50 процентов, тогда как уже в 2018-2019 прививки получили 49 процентов. «Второе — рост покупательной способности населения, — продолжает Шуляк. — Но здесь свои сложности. Реальные располагаемые доходы населения падают. В таких ситуациях закупки вакцин населением тоже обычно сокращаются. Ведь, приобретая вакцину самостоятельно, человек должен заплатить не только за препарат, но еще и за медицинские услуги, связанные с его введением».
В этой ситуации российские производители гриппозных вакцин выходят на рынки других стран. Например, «Петровакс Фарм» развивает экспортное направление с 2002 года. С 2016 по 2018 компания экспортировала более 18 миллионов доз вакцины от гриппа. Сейчас она обеспечивает гриппозной вакциной в рамках государственных программ вакцинации шесть стран — Беларусь, Казахстан, Иран, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Только в Иран с 2016 года она поставила 1,35 миллиона доз вакцины. «В Белоруссии и Казахстане наша доля на рынке гриппозных вакцин составляет более 90 процентов. Эта доля рассчитывается из расчета поставок вакцин, которые включены в прививочный календарь», — говорит Наталья Гордеева, директор по разработке, исследованию и регистрации лекарственных препаратов в РФ и за рубежом «НПО Петровакс Фарм». По итогам 2018 года, общая доля экспорта в структуре продаже компании составляет 12 процентов.
В России же основной тенденцией рынка должен стать переход на более эффективные четырехвалентные вакцины, которые обеспечивают лучшую защиту от вируса гриппа В. Всемирная организация здравоохранения рекомендовала такие вакцины в северном полушарии начиная с сезона 2013-2014 года. Пока в рамках Национального календаря профилактических прививок россиян прививают трехвалентными вакцинами, но Минздрав, в соответствии с рекомендацией ВОЗ, уже утвердил план постепенного перехода с 2021-2022 года на квадривалентные вакцины – в них будут два штамма вируса гриппа А и два штамма вируса гриппа В обеих эволюционных линий. С 2018 года первую российскую четырехвалентную вакцину стал выпускать «Петровакс». В 2019 на российском рынке зарегистрировано уже две четырехвалентные вакцины. Перспективы здесь большие — в США, например, уже в сезон 2016-2017 из 168 миллионов доз вакцин для профилактики гриппа 96 миллионов доз относились к четырехвалентным вакцинам. В Японии стопроцентный переход на квадривалентные вакцины от гриппа состоялся в 2015 году. У нас еще все впереди.
Все же непонятно: какие вакцины доступны у нас? Можете дать список?
Сейчас в России их восемь. Но это рецептурные препараты. Не могу их рекламировать. Надеюсь на понимание.
Ну, а о чем беспокойство? Разве хорошо слишком рано прививаться? Иммунитет ведь тоже долго не держится, слабеет.
Еще неизвестно, когда подъем гриппа будет.
В США детей четырехвалентными прививают
Противогрппозная вакцина до анонсирования ВОЗ актуальных штаммов гриппа…
Ой да, тут есть чем похвастаться
«Дебилы, б…ь» (министр иностранных дел РФ Лавров)
Дмитрий, не пишите глупости. ВОЗ сообщила об актуальных штаммах гриппа в марте http://alla-astakhova.ru/kanzas-ne-singapur/