Российский рынок гриппозных вакцин будет развиваться за счет экспорта и перехода на новые препараты

В этом году производители вакцин от гриппа и врачебное сообщество в мире  обеспокоены в ожидании эпидемического сезона. Всемирная организация здравоохранения на месяц позже назвала штаммы, которые должны войти в состав гриппозной вакцины нынешнего сезона в северном полушарии. Французская Sanofi объявила, что на 30 дней задержит поставки. Врачи в США встревожены, сообщает NBC: 70 миллионов доз вакцины этой компании, которые должны были поступить в страну, задержатся на несколько недель. Это примерно 40 процентов объема рынка гриппозных вакцин в США; всего в сезон 2019-2020 на американский рынок должно поступить от 162 до 169 миллионов доз (данные СDС). Обеспокоенность медиков понятна. Сроки вакцинации короткие. Нужно успеть привить население с сентября по ноябрь, максимум декабрь.

В России иммунизация стартует и должна пройти без задержек. Несмотря на позднее решение ВОЗ, с проблемой справились. Первый этап поставок  гриппозной вакцины в регионы идет полным ходом и должен завершиться к середине сентября, второй начнется в октябре. При этом российский рынок вакцин от гриппа хотя и поменьше, чем в США, но все равно внушительный: в 2018 году объем российского рынка гриппозных вакцин составил 66,24 миллиона доз. В последние годы количество вакцинированных от гриппа выросло у нас в четыре раза. Если посчитать процент вакцинированного населения, то мы и вовсе приблизились к американским показателям. По отчетам Минздрава РФ, в сезон гриппа 2018-2019 прививки получили 49 процентов россиян. В США вакцины поставляются примерно для половины населения.

Особенность российского рынка гриппозных вакцин в том, что он практически целиком опирается на плечи российских производителей. 95 процентов гриппозных вакцин отечественного производства в дозах закупает государство для Национального календаря профилактических прививок (НКПП).  Вакцины для календаря поставляет «Национальная иммунологическая компания».

На рынке розницы и госпитальных закупок гриппозных вакцин (без НКПП) позиции зарубежных компаний невысоки. Из восьми гриппозных вакцин, присутствующих на российском рынке, только две иностранного производства. Лидером коммерческого сегмента рынка вакцин против гриппа в 2018 году, по данным IMS Health, стала «НПО Петровакс Фарм». Из 3,44 миллиона доз, которые составляют примерно 5 процентов коммерческого сегмента, доля компании составила 59 процентов — примерно 2 миллиона доз.

В какую сторону пойдет дальнейшее развитие российского рынка гриппозных вакцин? «Есть два пути. Первое направление — инвестиционное, — говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. — Государство может дополнительно вложить деньги в закупку препаратов. Ясно, что в ближайшее время государственные закупки вакцин от гриппа не вырастут в разы». Рост если и будет, то небольшой — к 2022 году количество россиян, вакцинированных от гриппа в рамках НКПП, обещают довести до 50 процентов, тогда как уже в 2018-2019 прививки получили 49 процентов. «Второе — рост покупательной способности населения, — продолжает Шуляк. — Но здесь свои сложности. Реальные располагаемые доходы населения падают. В таких ситуациях закупки вакцин населением тоже обычно сокращаются. Ведь, приобретая вакцину самостоятельно, человек должен заплатить не только за препарат, но еще и за медицинские услуги, связанные с его введением».

В этой ситуации российские производители гриппозных вакцин выходят на рынки других стран. Например, «Петровакс Фарм» развивает экспортное направление с 2002 года. С 2016 по 2018 компания экспортировала более 18 миллионов доз вакцины от гриппа. Сейчас она обеспечивает гриппозной вакциной в рамках государственных программ вакцинации шесть стран — Беларусь, Казахстан, Иран, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Только в Иран с 2016 года она поставила 1,35 миллиона доз вакцины. «В Белоруссии и Казахстане наша доля на рынке гриппозных вакцин составляет более 90 процентов. Эта доля рассчитывается из расчета поставок вакцин, которые включены в прививочный календарь», — говорит Наталья Гордеева, директор по разработке, исследованию и регистрации лекарственных препаратов в РФ и за рубежом «НПО Петровакс Фарм». По итогам 2018 года, общая доля экспорта в структуре продаже компании составляет 12 процентов.

В России же основной тенденцией рынка должен стать переход на более эффективные четырехвалентные вакцины, которые обеспечивают лучшую защиту от вируса гриппа В. Всемирная организация здравоохранения рекомендовала такие вакцины в северном полушарии начиная с сезона 2013-2014 года. Пока в рамках Национального календаря профилактических прививок россиян прививают трехвалентными вакцинами, но Минздрав, в соответствии с рекомендацией ВОЗ, уже утвердил план постепенного перехода с 2021-2022 года на квадривалентные вакцины – в них будут два штамма вируса гриппа А и два штамма вируса гриппа В обеих эволюционных линий. С 2018 года первую российскую четырехвалентную вакцину стал выпускать «Петровакс». В 2019 на российском рынке зарегистрировано уже две четырехвалентные вакцины. Перспективы здесь большие — в США, например, уже в сезон 2016-2017 из 168 миллионов доз вакцин для профилактики гриппа 96 миллионов доз относились к четырехвалентным вакцинам. В Японии стопроцентный переход на квадривалентные вакцины от гриппа состоялся в 2015 году. У нас еще все впереди.

Материалы проекта «Вакцина от гриппа. Разбор»

© Алла Астахова.Ru