Вверх по лестнице бегущей вниз
Гузель Улумбекова: Предлагаю предпринять системные неотложные меры
Самое трудное — ждать и догонять. Похоже, руководители нашего здравоохранения слишком долго ждали, когда проблемы медицинской отрасли исчезнут сами собой. Однако проблемы не исчезли. Более того, теперь мы будем вынуждены решать их при явном недостатке ресурсов. Ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественному здоровью, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова — об экстренных мерах, которые надо было предпринять еще вчера.
— Гузель Эрнстовна, наше здравоохранение оказалось там, где оказалось. Можете сказать, как это произошло?
— Факторов много. Очень серьезная проблема — отсутствие баланса между потоками больных и пропускной способностью здравоохранения. Общая заболеваемость в России с 1990 года выросла на 50 процентов. Только с 2012 по 2015 год число пациентов увеличилось на 4,4 миллиона. Мощности системы здравоохранения должны были расшириться. А они, наоборот, схлопнулись. С 2012 по 2015 год количество врачей в России уменьшилось на 22,2 тысячи. Число больничных коек сократилось на 105,5 тысяч. Финансирование с учетом инфляции и девальвации рубля уменьшилось на 17 процентов. Количество амбулаторно-поликлинических учреждений уменьшилось на 48 процентов, число их посещений снизилось на 7 процентов. На 11 процентов уменьшилось число стационаров, количество госпитализаций снизилось на 9 процентов. В сельской местности количество участковых больниц сократилось на 24 процента.
При этом к 2020 году нас ожидают новые демографические вызовы. Количество трудоспособного населения уменьшится на 4 процента. А граждан старше трудоспособного возраста будет больше на 11 процентов. Это почти три миллиона дополнительных пациентов в системе здравоохранения. К 2020 году количество детей в России тоже увеличится — на 7 процентов. На какое-то время их станет почти на 2 миллиона больше. А в предыдущие годы педиатров стало меньше. И дополнительных потоков пациентов в системе здравоохранения никто не ждет.
— Уменьшение мощностей здравоохранения произошло неслучайно. Разве это не предусматривали дорожные карты, принятые правительством несколько лет назад?
— Эти документы, подготовленные Минздравом, подразумевали сокращение объемов стационарной медицинской помощи и числа коек, а также наращивание платных медицинских услуг. Хотя, при нашей статистике заболеваемости, объемы помощи надо было увеличивать.
— Одновременно во исполнение указов президента в России приняли государственную программу Российской Федерации “Развитие здравоохранения”…
— Указы предусматривали наряду с повышением оплаты труда врачей комплекс мер по развитию первичной помощи, увеличение доступности медицинской помощи и уменьшение сроков ожидания. Задача поставлена абсолютно правильно, а вот механизм реализации ей не соответствует. Например, в финансировании здравоохранения существует баланс между объемом оказываемых медицинских услуг и заработной платой врачей. Если мы собираемся повысить зарплату, а деньги на здравоохранение выделяем прежние, то можем сделать это только уменьшив объем других статей расходов. Есть баланс между уровнями оказания медицинской помощи. Передний фронт здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая помощь. В это звено обращается 80 процентов всех пациентов: 466 миллионов человек в год. Однако на него тратится только 25 процентов средств здравоохранения. Возьмем, например, диспансеризацию — первый приказ о ее проведении был подписан в Минздраве в декабре 2012 года. Я за диспансеризацию. Но ресурсов для ее проведения у нас недостаточно. Предположим, раньше 10 врачей принимали 100 больных. А теперь им говорят: ты еще здоровых посмотри… Для проведения диспансеризации из системы оказания медицинской помощи уже больным людям в амбулаторно-поликлинических учреждениях за 3 года было потрачено 107 миллиардов рублей. Из той самой системы, где врачей и финансирования и так не хватает. Что мы получили? Тришкин кафтан.
Приказы Минздрава часто не согласованы между собой и другими нормативными актами, создают излишний документооборот, порождают неэффективные проверки, отвлекают медицинских работников от непосредственной деятельности, приводят к закрытию учреждений в сельской местности. Имеется 14 действующих нормативных актов по контролю качества медицинской помощи, которые не согласованы между собой, дублируют друг друга и не соответствуют международным нормам. Приведу только один пример: приказ Минздрава России от 15.07.2016 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Он вводит более 450 показателей по отчетности. Когда врачу работать?
— Программа строительства перинатальных центров не увеличила диспропорцию между тратами на высокотехнологичную и амбулаторную помощь?
— С 2013 года в России было построено 32 перинатальных центра. Из средств федерального и региональных бюджетов на них было затрачено около 80 миллиардов рублей. Содержание центров обходится еще в 8 миллиардов ежегодно. Сейчас затраты на спасение жизни одного младенца с экстремально низкой массой тела в России в 3 раза выше, чем в США в сопоставимых ценах. Возникает вопрос: так ли мы богаты, чтобы тратить на это больше, чем тратит самая богатая в мире система здравоохранения?
— Знаю, небогаты.
— Подушевые госрасходы на здравоохранение в долларах по паритету покупательной способности в России в 2015 году были в 1,6 раза ниже, чем в 8 «новых» странах ЕС — тех, которые по своему положению наиболее нам близки. В странах с затратами от 500 до 2000 долларов по паритету покупательной способности на душу населения есть прямая зависимость ожидаемой продолжительности жизни от государственных расходов на здравоохранение. Россия попадает в это число. Чтобы достичь продолжительности жизни в 74 года, нам нужно достичь порога в 1300 долларов на душу населения в год. Сейчас у нас 900. Однако в ближайшее время увеличения расходов не предвидится. В 2016 году госрасходы на здравоохранение в России составили 3 124 миллиарда рублей. В 2017 году запланировано 3 035 миллиарда рублей. Это на 3 процента меньше по сравнению с предыдущим годом в текущих ценах, а с учетом инфляции в 4 процента сокращение составит 7 процентов.
— Положение серьезное…
— В этих условиях мы должны выстроить свою работу. Я предлагаю предпринять системные неотложные меры. Первое — четко определить приоритеты: сбережение здоровья мужчин, детей и подростков. Установить приоритеты по видам помощи, как в советское время: массовая профилактика, первичное звено, медицина для села. Придется перераспределить статьи расходов: временно заморозить финансирование капитального строительства в медицине — кроме ФАПов и врачебных амбулаторий, обсудить с научной элитой и принять решение по возвращению критерия живорождения до 1 килограмма, обеспечить лечение части орфанных заболеваний за счет специального фонда из средств федерального бюджета. Необходимо снизить непроизводительные издержки — уменьшить закупки и потребление малоэффективных лекарств, ввести минимальный стандарт назначений по самым распространенным заболеваниям и состояниям, что снизит излишние назначения. Нам есть у кого поучиться — в Великобритании есть институт NICE, который разрабатывает клинические рекомендации. Когда я встречалась с директором этого института, то очень удивилась стандарту, который там разработали для лечения аппендицита. Я спросила: а где же анализ крови, который делают, когда больной поступает в больницу? Мне ответили — это лишняя трата денег, если диагноз поставлен клинически и больной должен идти на операционный стол. Нам нужно ввести единую систему учета финансовых затрат и отчетности в ЛПУ. Сейчас эта система недоработана. Возможности для экономии есть — только устранение страховых медицинских организаций из цепочки доведения финансовых средств до ЛПУ вместе с другими вышеперечисленными вынужденными мерами даст нам около 50 миллиардов рублей.
— Не хотелось бы, чтобы экономия сказалась на качестве медицинской помощи.
— Непрерывное образование врачей — самая эффективная трата денег. Необходим бесплатный доступ к дистанционным формам обучения. Нужно вводить международные правила безопасности пациентов в стационаре. И, наконец, нужно восстановить доверие между врачами и пациентами. Это, в первую очередь, в руках медицинских работников.
Нда… опять о цифрах… И опять не о том. Эти экстренные меры совершенно бесполезны. То, что госпожа Улумбекова этого не понимает, совсем плохо…
Экстренных мер не заметил, опять заклинания о диспансеризации, опять о вкачивании денег в бесполезные издевательские в отношении к населению поликлиники и т.д.
Без поликлиник никуда не деться. Они потому и издевательские, что врачи перегружены.
И как весь мир без них живёт? И без райздравов, горздравов, облздравов? Мучаются, но живут. Врачи общей практики одни из самых богатых среди докторов. И даже при царизме в материальном плане жили неплохо, вспомним Ионыча. У нас участковые — загнанные, запуганные, бедные.
Без первичного звена никто не живет. Где-то это врачи общей практики. У нас поликлиники. тут речь не о реформе здравооъранения
Вопрос не в том, чтобы ликвидировать первичное звено. В таком виде оно себя изжило.
В Эстонии уже 12 лет нет поликлиник, 906 врачей общей практики легко закрыли вопрос первичной МСП…
В Эстонии население 1 317 797 человек.
На одного ВОПа получается 1454 человека от новорождённого до глубокого старика.
В одной Москве 12 380 664 человек (реально — больше).
Если исходить из нормы 1500 человек взрослого и детского населения на одного ВОПа, то получим 8253 ВОПа только для одной Москвы.
Это реально?
Всего в Москве примерно 220 взрослых поликлиник и поликлиничеких отделений больниц и 160 детских.
Получается приблизительно 3800 врачей (педиатров и терапевтов). То есть в ДВА раза меньше, чем необходимо ВОПов.
Откуда взять остальные 4000, если переучивать собираются имеющихся?
Сколько лет профессионал высочайшего класса Гузель А. Улумбекова борется с системой, созданной ВШЭ и Минздравом! Может быть ее, наконец, услышат?!
Как можно бороться с системой, являясь ее частью?!
У меня дежавю… Где-то я это читала, лет пять назад)))…
Красивая, умная женщина, говорит по существу, но ее не слышат или не хотят услышать…
Не первый раз рекомендую назначить министром здравоохранения Гузель Эрнестовну, во-первых она высокий профессионал, во-вторых современно мыслящий руководитель способный подобрать грамотную команду и вообще красивая женщина.
Несколько лет назад мне неоднократно довелось общаться с Г.Э.Улумбековой в тот период, когда при ее непосредственном участии готовилось открытие НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. С первой встречи она приятно поразила меня не столько манерой общения с собеседником, сколько своим профессионализмом, логикой и глубиной погружения в самые основы организации здравоохранения. Поэтому неприятно удивляет высказанное в достаточно небрежной форме несогласие с ее взглядами со стороны некоторых, тоже уважаемых, участников обсуждения. В связи с этим я позволила себе сделать для непосвященных ссылку на более подробную информацию (не могу указать дату публикации) о человеке, достойной уважения http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=16107
Понимаете ли, глубокоуважаемая Людмила Васильевна, весь ужас ситуации заключается в том, что уважаемая Гузель Эрнестовна, «страшно далека от народа». Она действительно очень хорошо разбирается в цифрах. Намного лучше меня, например… Беда в том, что она не понимает сути проблемы. Невозможно научить оркестр играть Бетховена путем переставления стульев. Нельзя опираться на голые цифры при оценке эффективности или неэффективности нынешних или будущих реформ. Также, как нельзя строить планы в здравоохранении опираясь исключительно на статистику. Это системная ошибка наших
реформаторов, при чем, как со стороны Минздрава и ДЗМ, так и со стороны условных критиков реформ. Нужно реформировать всю систему, начиная с медицинского образования. Тогда будет хоть какой-то шанс. Пока мы обсуждаем количество ФАПов и коек, шансов у нашей медицины нет. Можно открыть 100500 ФАПов, построить столько же больниц и поликлиник, но проблему это не решит… там некому будет работать…
Павел Бранд, уважаемый коллега, Во многом согласна с Вами, что неоднократно подтверждала. Не согласна только в том, что вы считаете Гузель Эрнестовну «страшно далекой от народа». На мой взгляд. она «плоть от плоти» и, как положено, достаточно эмоциональна. Я специально разместила эту ссылку, чтобы показать человека, а не цифры., потому что многое из того, что написано я слышала из ее уст. Попробуйте, пообщаться с ней, глядя в глаза. Между прочим, м.б. попробовать пригласить ее в Вашу передачу?
Уважаемый Павел Брандт! Весь ужас ситуации заключается в том, что именно Вы «страшно далеки от народа» и не хотите понять суть проблемы (а может Вам это и не нужно). Что это Вы заговорили о реформировании системы. Плохо работается, мало получаете или так, поговорить, на сайте. Или наболело? Чем лично Вас не устраивает Гузель Улумбекова? Она впереди и делает то, что может! Вы бы ее поддержали (слабо?). А пишу потому, что одна маленькая Московская детская больничка попросила в Вашем фонде!!! немного денег на закупку простейшего оборудования, для фонда пустяки и с ужасом понял, что меньше, чем 4-5 млн. долларов — разговор ни о чем. Отказали. Не светитесь Павел! Вы играете в их игры. А джокер у Вас всегда в рукаве! С уважением, СН
Всякий раз попытки Гузели Эрнстовны разъяснить и обосновать пути выхода из кризиса российского здравоохранения воспринимались медицинскими чиновниками в штыки. Теперь, наконец, ровно о том же заговорил президент. И все сразу переобулись, начали сокрушаться, как бестолково проводится реформа, как мало средств выделяется на здравоохранение…
Столько лет потеряно!
Гузель Эрнстовну необходимо внедрить в Минздрав!
Полностью согласна. На первый план — вопросы сбережения здоровья и ЭЛЕМЕНТАРНОЙ доступности врачебной помощи. Профилактика всегда дешевле, во много раз эффективнее и реальный путь снижения затрат на дорогостоящее лечение!
Профилактика не всегда дешевле. Пример с «диспансеризацией» по Калининой это только подтверждает.
Сан.просвет работа, разумеется, эффективна; но роль минздрава в ней минимальна.
Доступно, понятно все сказано. В МЗ должны это услышать, довести до верха. Ничего и не надо придумывать. Ларчик просто открывается.
у Скворцовой — всё радужно
Бессмысленное сотрясание воздуха! Страховые компании (частные ) жируют! Цены закупочные лекарств по тендерам завышаются в7-10 раз! Разных заместителей до 20на больницу! Чиновников пруд пруди и все с хорошей зарплатой и нет у них ни категорий ни аккредитаций и диссеры липовые как у Печатникова! А они по прежнему руководят! Обидно!!
«… только устранение страховых медицинских организаций из цепочки доведения финансовых средств до ЛПУ даст нам около 50 миллиардов рублей». Эта мысль достойна стать заголовком.
Что надо сделать, чтобы услышали
честно — статью не читал. Потому что читал саммари книги. То ли я не дорос, то ли лозунги без учета процессов «на земле»
Некоторые моменты прочитанного спорны и лично меня огорошили как пациента, но знаааа-чительно меньше, чем латентный геноцид в виде «оптимизации здравохранения»
Сейчас многие организации научились работать в режиме Имитации Бурной Деятельности. И получается, что при всей правильности поставленных задач и выбранного направления, до конечной цели внедрения в нашу жизнь все эти благие намерения не доходят.
Мы в 2009 г опубликовали реальный план реформирования здравоохранения с экономией средств, в тч на оптимизации расходов. Главное — управление деньгами человека — САМИМ человеком. И экономия на ненужных затратах. Да еще и плодящих новые затраты, ухудшающих качество жизни семей. Надо инвестировать в семьи а не в миллиардные инкубаторы. http://poly-os.ru/wp-content/uploads/2015/02/healthcare-evolution.pdf
https://vrachirf.ru/users/profile-topics/520808
«Блаженны верующие ( нищие духом), ибо их есть Царствие Небесное». Нагорная проповедь, Еванг. от Матфея, 5:3.
На чаше весов были …
Оптимизация , сокращение бюджетного финансирования здравоохранения …
А на второй ,- жизни народа…
И всем понятно , что сделали эффективные мененджеры…
Минусовали миллионы жизней…
Причем тут люди , когда есть золотые парашюты…
вот именно системные (понимая под СИСТЕМОЙ — СОВОКУПНОСТЬ профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий) меры…
Бла,бла,бла….
Почему я не пойду голосовать за носителя этой предвыборной программы? Потому что, если очистить от нагромождения цифр и слов, то она предлагает:
1) Определить приоритеты: сбережение здоровья мужчин, детей и подростков. – А я, извините, женщина.
2) Установить приоритеты по видам помощи, как в советское время: массовая профилактика, первичное звено, медицина для села. – Я помню советское время. Я не хочу туда – к вашей массовой профилактике без всякой врачебной тайны и добровольного информированного согласия, и в первичное звено, на которое тратились сутки в очереди, не хочу! «Медицина для села» — это только звучало всегда хорошо. До села надо дороги строить, чтоб из села можно было добраться в хороший медицинский центр. Но дороги – это, простите, не к Минздраву вопрос.
3) Отказ от выхаживания недоношенных детей. — При наличии п.1 (где, как видите, женщины и старики тоже не фигурируют) я вообще холодею. Похоже, минздраву предлагают работать в связке с минобороны – выращивать солдат для страны, остальное не важно. В принципе, в историческом контексте, логично, что апофеозом империализма становится фашизм… Но я за него голосовать не буду.
4) Уменьшить закупки и потребление малоэффективных лекарств. – Да кто бы спорил. Этим и сейчас уже занимаются.
5) Ввести минимальный стандарт назначений по самым распространенным заболеваниям и состояниям, что снизит излишние назначения. – Кто тут возмущался, что из диспансеризации АК уберут?.
6) Обеспечить врачам бесплатный доступ к дистанционным формам обучения. – Звучало бы прекрасно, если бы не произносилось руководителем Высшей Школы :)) Ну, обеспечьте.
Голосовать меня, конечно, никто не позовет… Поэтому хоть тут высказалась. Спасибо, что дочитали.
Безграмотно, но суть понятна
нужна ли ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ? Дайте пациенту возможность стать субъектом, а на объектом. Хочет жить будет выполнять рекомендации врача.
Дайте врачу не 12,5 минут на приём, а хотя бы 30 минут.
Разгрузите врача от бессмысленной писанины.
Странно слушать охи по поводу компьютеризации. По идее (а есть опыт автоматизированной поликлиники) где постановщиком задачи были практические врачи, а не организаторы, когда комп был в помощь, а не обузой отбирающего время.
И конечно денег до уровня 5 тысяч долларов на 1 жителя.
Это так кратко и тезисно!
> Первое — четко определить приоритеты: сбережение здоровья мужчин, детей и подростков.
Это не ошибка? Сбережение здоровья мужчин приоритет, а сбережение здоровья женщин — нет? Здоровая старость тоже не в приоритете? И как, хотела бы я знать, эти приоритеты обосновываются?
В России огромная разница между ожидаемой продолжительностью жизни у мужчин и женщин — 11 лет.
Гузель Эрнстовна, как всегда, дело говорит. Особенно выделил бы высказывания о критериях живорожденности (международные понты побеждают здравый смысл) и о 520-м приказе с пока 450 оценочными критериями (будет гораздо больше).
Как убрать очереди. Введите плату и все неплатежеспособные сразу отсеются, вместе с врачами и медсёстрами
А у меня вопрос возник. Как при сокращении числа специалистов, может вырасти заболеваемость? Всю жизнь заболеваемость имелась в виду учтенная. Если учитывать ее некому-нет ее, от слова совсем. Такая динамика и сейчас наблюдается в моей специальности. Сократили врачей и учреждения-заболеваемость упала. Всем хорошо, все довольны (кроме больных). А в остальном, да, Гузель Эрнстовна, это голова.