Контекстная реклама в Интернете поможет диагностировать болезнь Бехтерева. Как?

1 июля в нескольких регионах России начнется новый проект. Людей, страдающих болезнью Бехтерева, но еще не знающих об этом, попробуют выловить в Интернете c помощью контекстной рекламы. Поисковые запросы по определенным словам выведут их на сайт пациентской организации «Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева». Пройдя несложный тест, можно будет понять, связана ли боль в спине с воспалением. Тем, у кого боль воспалительная, посоветуют поход к ревматологу — вероятность болезни для них составляет примерно 80 процентов.

Дело было так. «Несколько лет назад Ассоциация ревматологов России разработала тест для определения воспалительного характера боли в спине, — рассказывает президент Общества взаимопомощи при болезни Бехтерева Алексей Ситало. — Мы разместили этот тест на сайте нашей организации. Но охват тех, кто проходил тестирование, было небольшой. В 2016 году  мы проводили в Москве заседание ASIF, Международной федерации пациентов с болезнью Бехтерева. Делегаты из Швейцарии рассказали нам о новой возможности — грантах на контекстную рекламу, которые дает некоммерческим организациям один из крупных поисковиков. И у нас появилась идея. Мы подумали — если контекстная реклама поможет приводить на наш сайт пациентов, которые ищут в Интернете информацию, то мы поможем им понять характер своей боли и принять решение о походе к ревматологу».

Почему пациенты взялись за эту работу? В России люди с болезнью Бехтерева поздно получают диагноз. «По данным НИИ ревматологии, наши пациенты доходят до терапевта в среднем через 15 месяцев после появлени боли в спине, — рассказывает Ситало. — К ревматологу большинство попадает только через 70 месяцев. За эти годы в организме происходят необратимые изменения. Например, я заболел в 13 лет, но диагноз получил только в 20, случайно, когда лечил желудок. В 22 мне уже пришлось делать операцию по замене разрушенного тазобедренного сустава — болезнь зашла так далеко, что я не мог не только ходить, но даже повернуться в постели. Вывести человека из этого состояния сложно и дорого. Операция эндопротезирования обходится государственному бюджету в несколько сотен тысяч рублей. Плюс генноинженерные препараты на миллион рублей в год — нужно 6-7 лет постоянного приема. Конечно, в том случае, если пациенту все это удастся выбить». Но таких последствий можно избежать. «Для иммуновоспалительных заболеваний костно-мышечной системы существует окно возможностей, — говорит врио директора НИИ ревматологии имени В.А.Насоновой Александр Лила. — Если мы рано ставим диагноз и укладываемся в это окно возможностей, то человек, начав лечение, имеет шанс не стать инвалидом. Он нормально себя чувствует, работает. Если пациент попадает к врачу поздно, окно возможностей закрывается».

Пациенты решили помочь врачам. В конце 2016 года, получив грант на контекстную рекламу, они протестировали проект. «Мы хотели понять, будет ли это работать, — рассказывает Ситало. — Поисковик направлял людей на наш сайт по ключевым словам. Мы посмотрели результаты. Оказалось, что из 1000 человек, прошедших тестирование, 600 получили ответ, что у них, скорее всего, воспалительный характер боли. Им порекомендовали обратиться к ревматологу. Это были молодые люди — мы таргетировали контекстную рекламу таким образом, чтобы к нам приходили те, кто не старше 45». В июле этого года проект заработает в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане. Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева будет сотрудничать сразу с двумя крупными поисковиками — один предоставит им контекстную рекламу бесплатно, другой за деньги. «Так мы сможем вовремя найти людей с болезнью Бехтерева, даже если системы здравоохранения их не «увидела», — говорит Ситало. — В дальнейшем мы планируем распространить проект на всю страну и создать карту учреждений, где есть ревматологи. В этом случае, пройдя тестирование у нас на сайте, пациент сможет узнать и адрес ближайшего врача».

Польза приложения

Если дело пойдет хорошо, опыт контекстной рекламы наверняка можно будет применить для ранней диагностики других болезней. Например, в такой деликатной сфере, как воспалительные заболевания кишечника — язвенный колит, болезнь Крона. «Люди часто стесняются об этом говорить. Между тем, годами испытывают симптомы, которые даже не всегда расцениваются как воспалительные заболевания кишечника», — рассказывает главный детский гастроэнтеролог Санкт-Петербурга Елена Корниенко. По данным специалистов, среднее время от дебюта заболевания до постановки диагноза в этом случае составляет три года. Своевременное лечение и тут могло бы спасти от инвалидности. «Мы разработали опросник по основным симптомам воспалительных заболеваний кишечника, — рассказывает председатель общественной организации поддержки пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника «Доверие» Татьяна Шашурина. — Опросник размещен на сайте нашей организации, в 70 клиниках по регионам России, в публичных туалетах, на транспортных маршрутах Москвы. Результат — 250 пациентов, прошедших этот опросник, после обращения к врачу  впервые получили диагноз». Оказывается, есть и другие возможности.

© Алла Астахова.Ru