На старт
Иван Стилиди представил национальную противораковую программу
Сюрпризы на открытии онкологических конгрессов уже стали традицией. В прошлом году академик Михаил Давыдов вместо того, чтобы представить коллегам и публике давно обещанную национальную противораковую программу, заявил, что программы нет и ее еще надо создавать (об этом здесь).
В этом году на открытии была запланирована лекция памяти академика Н.Н. Блохина. Однако вместо мемориальной лекции главный онколог Минздрава, руководитель РОНЦ имени Н.Н. Блохина Иван Стилиди сделал доклад о национальной противораковой программе, то и дело переходивший в дискуссию с замминистра здравоохранения, сидевшим в президиуме. Слушатели не были против — программу давно ждали.
О создании национальной противораковой программы Михаил Давыдов заявил в июне 2016 года. «В 2016-2017 году идея активно обсуждалась в профильной комиссии по онкологии», — сказал Стилиди. В июле 2017 года стратегию борьбы с раком представили на съезде российских онкологов в Уфе и передали в Минздрав на доработку.
Сейчас программа на финише. Стилиди считает, что нынешний момент исторический для противораковой службы. Цель поставлена и хорошо известна — улучшить показатели по выявляемости рака на первой и второй стадиях, а также показатели пятилетней выживаемости и одногодичной летальности (о сложностях раковой статистики здесь).
Для этого, по словам Стилиди, нужно «выстроить иную противораковую службу в стране».
Работа по перестройке системы стартует. «В плане мероприятий федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» необходимо к 1 июля 2019 года разработать и утвердить 85 региональных программ борьбы с онкологическими заболеваниями», — сказал Стилиди.
Основных мероприятий федерального проекта 11. Самое важное — финансовое обеспечение, беспрецедентное для российской онкологии. До 2024 года на оказание медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями планируется выделить 750 миллиардов рублей.
В плане программы создание ЦАОПов — центров амбулаторной онкологической помощи. «Они должны быть обустроены на базе центральных районных больниц, поликлиник и клинико-диагностических центров, где есть соответствующее оборудование, из расчета один центр на 100 тысяч населения, — сказал Стилиди. — Встает вопрос, за счет каких средств будут дооборудованы эти диагностические подразделения в центральных районных больницах. За счет средств федеральной программы либо региональных средств? На эти вопросы надо будет отвечать».
Ждать ответа пришлось недолго — из президиума откликнулся замминистра здравоохранения Евгений Камкин: «Когда мы прорабатывали идеологию создания центров амбулаторной онкологической помощи, речь шла об уже оснащенных организациях. Речь не шла о том, чтобы что-то дооснащать за счет федеральной программы. Учреждение должно быть подготовлено к тому, чтобы разместить необходимые центры на своей базе. Огромные средства пойдут в систему ОМС на увеличение объемов онкологической помощи. В первую очередь — на увеличение объемов химиотерапевтической помощи, дальше мы будем пересматривать и увеличивать тарифы на хирургию. Потом, после того, как проведем обновление парка лучевых установок, будет подключена радиотерапия, это перспективы последних трех лет программы. При центрах амбулаторной онкологической помощи будут создаваться дневные стационары — за счет средств региональной медпомощи. Регионы об этом знают, они должны эти средства предусмотреть. Дневные стационары нужны для получения химиотерапии, объемы которой мы будем наращивать. Сейчас проблема заключается в том, что, когда к вам пациент поступает, вы проводите первый, второй курс химиотерапии, а дальше он возвращается к себе и, если регион достаточно большой по площади, вынужден изыскивать средства и ездить получать последующие курсы — в среднем их требуется семь…»
«Иными словами, — уточнил Стилиди, — дооснащение амбулаторных центров тоже за счет региональных средств?»
«Да, если потребуется», — кивнул замминистра.
«В большинстве случаев это потребуется», — констатировал Стилиди.
«Мы планируем первоначально отобрать те организации, которые потребуют минимального вложения. а учитывая то, что мы планируем переоснастить всю материально-техническую базу онкологических диспансеров и онкологических больниц в течение ближайших трех лет, эти средства перераспределить на дооснащение центров амбулаторной онкологической помощи», — нашелся замминистра.
«В каждом амбулаторном центре на 100 тысяч населения должно быть 4 онколога, которые должны заниматься диагностикой и лечением. Значит, центры необходимо дооснастить для возможностей постановки диагноза», — настаивал Стилиди.
По-видимому, дискуссии в Минздраве по поводу дооснащения центров амбулаторной онкологической помощи сейчас идут бурные. Это неудивительно: они создаются на базе центральных районных больниц, значительная часть которых являются банкротами (об этом здесь).
Еще одна существенная проблема — обеспечение ЦАОПов кадрами. «Мы подсчитали: 5600 онкологов необходимо для того, чтобы обеспечить амбулаторные центры специалистами. Но сегодня в стране 7 с половиной тысяч онкологов всего, — сказал Стилиди. — В минимальные сроки до 2022 года необходимо подготовить огромную армию онкологов первичного звена».
Стилиди назвал еще несколько ключевых цифр. Бюджет закупки оборудования в онкодиспансеры в 85 субъектах РФ — 120 миллиардов рублей до 2024 года. «Определен перечень позиций, которые можно приобретать за деньги федерального бюджета, — сказал он. — Этот список будет безусловно доведен до наших коллег — руководителей онкологических диспансеров».
20 миллиардов рублей будет выделено на построение новых корпусов онкодиспансеров в Башкортостане, Мордовии, Хакассии, Липецкой области, Волгоградской области и двух новых диспансеров в Костромской области и Томской области. На развитие сети федеральных медицинских организаций — 58 миллиардов, референс-центров — 1,3 миллиарда рублей. Организация проектного офиса обойдется в 1,1 миллиард рублей.
«Таким образом, общие расходы за 6 лет будут доведены до 965 миллиардов рублей», — сообщил Стилиди.
Мы вправе рассчитывать на то, что эти деньги потратят с толком.
Мечтать не вредно. Кажется имеется полное не знание реального положения в здравоохранении страны. Деньгами ситуацию не зальешь. А так все красиво
эти центры в корне меняют парадигму онкослжбы РФ. Теперь ответственность за диагностику ЗНО будет полностью лежать на онкологах. А как Вы верно подметили, это действо ресурсами не обеспечено. Общая сеть окончательно перестанет заниматься выявлением, переложив это на горстку онкологов по всей стране
«обустроены на базе центральных районных больниц, поликлиник и клинико-диагностических центров, где есть соответствующее оборудование, из расчета один центр на 100 тысяч населения»
У нас сто, более-менее. Оборудование есть, более-менее. Онкологов в городе ровно ноль, и несмотря на завлекания — никто не торопится. Ну удачи, удачи, удачи.
Из всей страны только 6 регионов высказались, что у них есть средства на дотации. У остальных денег нет.
В нашем городе, к примеру, сейчас невозможно провести РРС, даже за деньги. Либо оборудования нет, либо сломанное/на последнем издыхании, работает на нужды стационара. Амбулаторное звено рыдает.
Из 4х маммогрфов два постоянно ломаются и ремонтируются.
Минздрав на заявки на новое оборудование просто перестал реагировать
для получения первого эффекта доступности помощи нужно дать возможность проведения оперативного лечения в крупных городских и районных стационарах. Проучить хирургов, оснастить оперблоки, обеспечить цитовой гистологией и иммуно-гистохимией. Выявление онкопроцесса во время экстренной операции, или плановая помощь — больной получит адекватное первоначальное лечение. Если ввести на правах консультанта химиотерапевта — обеспечим неадьювантную и адьювантную химиотерапию.
Похоже, национальной программы до сих пор нет. А без нее — полный кирдык, простите коллеги.